Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

Дэнсё

 

Фудзита Сэйко. Ниндзя ли он?

Сокращенный вариант главы из новой книги В.В. Момота «От ниндзюцу к нинпо: Основы Будзинкан тайдзюцу».
 
Фудзита Сэйко (13 августа 1899 г. - 4 января 1966 г.) – личность яркая, неординарная, в какой-то степени даже легендарная. Признанный мастер большого количества стилей будзюцу, историк и исследователь ниндзюцу и других видов будо, коллекционер древнего оружия и старинных текстов по искусству ниндзя, внесший огромный вклад в изучение и распространение знаний науки «ночных демонов». Ему принадлежит ряд книг как по ниндзюцу, так и различным видам будзюцу. Впрочем, я не стану повторять здесь то, что и так многократно написано о нем, а обращусь к читателю с одним-единственным вопросом: а был ли Фудзита-сэнсэй действительно ниндзя или нет?
 
Фудзита Сэйко в костюме ниндзя
Фудзита Сэйко в костюме ниндзя
 
«Конечно! Ведь он был последним реальным ниндзя, 14 патриархом Кога-рю Вада-ха, его фамильной школы!» - скажет читатель, уже знакомый с биографией Фудзита Сэйко по статьям А. Горбылёва и его же переводом некоторых глав из автобиографической книги Фудзита-сэнсэя «Доронрон. Сайго-но ниндзя» (Статьи Горбылева в «Додзё» озаглавлены несколько иначе: «Доронрон. Записки последнего ниндзя». Для тех, кто не читал, очень рекомендую прочесть их, иначе многие моменты, обсуждаемые в этой статье вы просто не поймёте). «Хорошим тоном» на практически всех русскоязычных сайтах и форумах в статьях, посвященных ниндзя, стало восхищаться Фудзита и хаять Хацуми и Такамацу. Вы считаете это нормальным положением вещей? Я – нет.
 
В этой статье я постараюсь ответить на следующие вопросы, возникшие у меня в этой связи. Почему большинство «специалистов», даже не спрашивая ни о чем, начинает на все лады воспевать Фудзита, при этом не забывая полить грязью Будзинкан?
Можно ли верить всему, что пишет о себе Фудзита и, тем более, что пишут о нем у нас в стране? На чем основаны выводы отечественных историков и тех, кто вслед за ними трубит во весь голос о «последнем» ниндзя – только на его словах или на чём-то большем?
 
Прежде всего, я хотел бы затронуть первый вопрос - почему те, кто хвалят Фудзита Сэйко и называют его «единственным истинным наследником традиции ниндзя» или «последним реальным ниндзя», обязательно не преминут написать какую-либо колкость (и это в лучшем случае!) о Хацуми и Будзинкан? Кому, как говорится, это выгодно?
Конечно, можно было бы все списать на А. Горбылёва, обвинив его в том, что с его легкой руки и последних глав его книги «Путь невидимых», большинство профанов «со знанием дела» начало хвалить Фудзита и нести разную чушь о Будзинкан. Но… Всё не так просто. Вернее сказать, суть проблемы гораздо глубже.
И эта проблема состоит из двух пунктов: отсутствие широко доступной информации с одной стороны, а значит, возможность воспользоваться незнанием других в свою пользу и нечистоплотное эгоистическое желание нагреть на «пункте первом» руки, с другой.
 
Речь, как вы, наверное, догадались, идет о «деятелях», которые, на самом деле не имея никакой стоящей информации о принципах, технике и методах тренировки ниндзя, начинают «изобретать» свои собственные школы, названия техник и методы тренинга.
Информацию по технике они, чаще всего, черпают из моих книг, статей и фильмов – при этом безбожно перевирая, меняя названия и производя еще Бог знает какие перестановки, «усовершенствования», «упрощения» или, наоборот, «добавляя реализма» путем использования техники каратэ, кобудо, дзюдзюцу и т.д. (ведь у них, напомню, катастрофически не хватает информации о реальной технике, а в Будзинкан обращаться они не хотят, так как считают, что, во-первых, они «уже все знают о ниндзюцу» (прочитав две книги Горбылёва и пару моих книг, а также Попенко, Маслова, Гвоздёва и что-то еще, а также посмотрев пару-тройку фильмов), а во-вторых, «Хацуми – не ниндзя», о чём написал «сам Горбылёв» в своей книге…
 
А значит, руки развязаны! Очень часто сие «нетленное творение» доморощенного «отца-основателя» еще и противопоставляется Будзинкан по принципу «Мы Кога, а вы – Ига, у нас всё по-другому»! Я лично читал такие «пояснения» о различиях в технике подобных школ, как: «всё тоже самое как в Тогакурэ, но больше спаррингов и меньше акробатики», «Будзинкан - это устаревшие методы, а у нас – современное ниндзюцу», «мы используем саи, тонфа, нунтяку» и т.п. И, конечно Фудзита, непременно! Дескать, «У нас, «ниндзей» из Кога, был такой «последний ниндзя», а у вас не было, и сейчас нету никого!». Так что «вы -  жулики и самозванцы, а мы - истинные последователи традиции ниндзюцу».
 
Не знаю, чего хотел добиться А. Горбылёв своими книгами, но результат получился с точностью до наоборот: его цитируют и хвалят именно те, кого он собирался «развенчивать и не оставлять камня на камне»: самозванцы, не имеющие никакого отношения «к истинным традициям ниндзюцу».
 
К слову об аргументации. Она, как говорится, «убойная». Как мы знаем, Фудзита «был Кога-ниндзя», в отличие от «Ига-ниндзя», к которым относят как Такамацу и Хацуми, так и всю традицию Тогакурэ рю нинпо. К тому же, Фудзита умер, а Хацуми – жив. Каков вывод? Если вам очень не терпится стать «великим сэнсэем» ниндзя, а заниматься реально существующими вещами вы не хотите по самым разным причинам, можно поступить проще – открыть свою школу, назвав ее как-нибудь позаковыристей (или попроще – как кому нравится), принадлежащей к линии Кога и всё – дело в шляпе! Естественно, вам будет выгодно рекламировать и на все лады восхвалять умершего почти сорок лет назад мастера, чья принадлежность к ниндзюцу не имеет никаких чётких доказательств (об этом ниже), чем признаться в том, что вы вообще ничего толком о ниндзюцу не знаете. Самое смешное в том, что Ига и Кога – это не «два полюса на оси ниндзюцу», а, скорее, «два колеса». Географически - это почти одна и та же местность, а техника прикладного боя у них на 99 % идентична… Правда, подозреваю, что вам это не интересно по определению… Мне жаль, если эта тенденция будет продолжаться – это наносит реальный вред развитию реального нинпо в частности и традициям боевых искусств в нашей стране в целом. Впрочем, хватит об этом. Перейдем непосредственно к главному вопросу, который был вынесен в заголовок: а был ли Фудзита Сэйко вообще ниндзя?
 
Как мы знаем со слов самого Фудзита, его родной дедушка и был его учителем ниндзюцу. Маленький Фудзита в поисках утешения после смерти матери (ему исполнилось только 7 лет) убежал из дому и присоединился к группе странствующих ямабуси в их паломничестве.
 
(Известно, что религиозная практика ямабуси направлена на две основные области: совершение «деяний» (кадзи) и выполнение данных себе и божествам обетов (сюгё) в строго определенных святых местах с целью накопления «силы» - «мусуби хараи», а если понятнее – соблюдении строгих аскетических обрядов в горной и лесистой местности: длительных хождениях по горным тропам, стоянии под водопадом или по пояс в ледяной воде, возжигании костров в течении нескольких дней, закапывании в землю и т.д. Всё это сопровождается буддистскими ритуалами школ Сингон или Тэндай почтения и поклонения различным божествам (чаще всего, Фудо-мё и четырём небесным царям – Ситэнно) с соблюдением определенного ментального настроя (нэнрики), рецитации мантр (дзюмон) и складывания определенных фигур из пальцев рук (кэцу-ин и кудзи-ин) или начертании святых символов в воздухе пальцами или небольшим ритуальным мечом (кудзи-кири). Это позволяет им запасать божественную энергию, которую они могут передать другим, исцеляя их физически и духовно (это и есть «деяния» - кадзи).Подобное религиозное течение называется сюгэндо – «Путь обретения могущества»).
 
Традиционно ямабуси, направляясь в паломничество, собирают пожертвования, устраивая «показательные выступления», занимаются целительством и предсказаниями. Обязательной частью этих «представлений» был показ их сверхъестественных возможностей, перед сбором пожертвований. Подобно фокусам и трюкам европейских бродячих цирковых трупп, показываемые ямабуси чудеса имели тенденцию быть удивительными и внушавшими трепет в сердца зрителей. Хождение по горящим углям, опускание рук в кипяток без вреда, взбегание по лестнице, сделанной из остро отточенных мечей и прокалывание тела множеством игл внушительного размера - лишь некоторые из чудес, демонстрируемых ямабуси. Кроме того, подобные выступления обычно красиво оформлялись и поражали зрителей не сколько святостью, сколько внешним антуражем и непостижимостью увиденного. Короче говоря, впечатление, которое все это произвело на маленького японского мальчика, в то время было неизгладимым.  И то, что он решил убежать с ними – совершенно не удивительно: думаю, так хотели бы убежать (при такой возможности) многие мальчишки, если бы увидели что-то такое, что бы их по настоящему поразило и восхитило.
 
Маленький Фудзита Сэйко
Маленький Фудзита Сэйко
 
Когда маленького Фудзита вернули  назад его родителям, его дедушка, Фудзита Синтадзаэмон, сделал ему предложение. Он будет учить мальчика ниндзюцу, если ребенок пообещает больше не убегать из дому. Фудзита согласился, и его обучение началось. К сожалению это случилось лишь за несколько лет до того, как его дедушка умер в 1910 году, когда Фудзита не исполнилось и 12 лет.
 
Фудзита Сэйко после смерти матери
Фудзита Сэйко после смерти матери
 
Фудзита признает, что было очень много такого, чему он не получил шанса научиться у дедушки и позже изучал многочисленные тексты по ниндзюцу, так же как еще раз обращался к учению ямабуси для увеличения багажа своих знаний.
И всё бы ничего, но проблема с этой историей состоит в том, что нет почти никаких доказательств тому, что он рассказывает на страницах своих воспоминаний.
 
Так как его дедушка уже решил позволить его традиции умереть, он уничтожил свитки еще до того, как взял внука в ученики. Это логично звучит, но в действительности доказывает только недостаток документов, подтверждающих версию Фудзита. (Поэтому заявления некоторых отечественных историков о том, что Фудзита передал музею Ига-Уэно фамильные свитки – ложь. Он передал в музей свою коллекцию, которую собирал в течение всей жизни, а не какие-то семейные документы). Известно, что к конце периода Эдо, Кога уже не имела больших специалистов ниндзюцу, так как многие их способности и навыки были уже безвозвратно утеряны. Поэтому закономерен вопрос – а насколько заслуживающим доверия «ниндзя» был дедушка Фудзита, не был ли он ниндзя чисто номинально? И почему он не обучил ниндзюцу своего сына, отца Сэйко, ведь, как мы знаем, он был полицейским и навыки ниндзя ему ох как не повредили бы? Родители лгут детям, это - факт. И дедушку, отчаянно желавшего воспрепятствовать побегу любимого внука, можно оправдать, если он сделал это, чтобы удержать непоседу-внука, заняв его своей небольшой выдумкой.
 
Обучение, которое, по словам Фудзита, он получал от дедушки, поднимает много вопросов. Тренировки, которые Фудзита позже описал, довольно стандартны для почти любого типа традиционного боевого искусства, без какого-либо намека на реальное обучение, которое можно было бы отнести к ниндзюцу. Он учился управлять своим дыханием, увеличивал выносливость ног, изучал технику перемещений, бегал быстро и на большие расстояния, прыгал в высоту и укреплял руки. Кроме того, дед посадил внука на шпагат, что, по признанию самого Фудзита, для него как ребенка было не таким уж сложным делом… И – всё, по сути. А как же навыки, которые можно было бы развивать в ребенке, если бы из него действительно хотели сделать ниндзя, спросит читатель? А их… попросту нет! Заметьте, что нет здесь даже намека на развитие зрительной памяти, умения схватывать «на глазок» и запоминать увиденное, нет никакого упоминания о развитии изворотливости ума или хитрости. Нет практик, направленных на развитие терпения. Правда, терпение – это не то качество, которым славятся маленькие мальчики. Тем более, что юный Фудзита выказывал даже меньше терпения, чем большинство мальчиков его возраста.
 
Фудзита в юношеском возрасте
Фудзита в юношеском возрасте
 
Как вы, возможно, знаете, ниндзюцу состоит из пяти основных разделов: нинпо тайдзюцу (искусство владения ниндзя собственным телом), букивадза и нинки (искусство владения оружием и инструментами ниндзя), нинпо-хэйхо (стратегия ниндзя: ведения индивидуального и группового боя, устройство засад и тайных убийств, сценарии проникновения на охраняемые объекты, а также способы маскировки на местности и среди людей и т.д.), тёхо (шпионаж и разведка: методы сбора, запоминания или фиксации информации, способы ее передачи, коды, шифры, инструменты для подглядывания и подслушивания, методы подачи кодированных сигналов и составления кодированных посланий, оставляемых на виду и т.д.) и нинпо-миккё (практический мистицизм: развитие паранормальных способностей, управление психикой, контроль сознания и энергии и т.д.). Дополнительно изучаются различные науки и искусства, необходимые ниндзя в ходе его деятельности (география, метеорология, геомантия, физиогномика и т.д. и т.п.). И чем же успел овладеть из всего этого Фудзита во время обучения у своего дела?
 
К сожалению, необходимо признать, что кроме хорошо развитого, гибкого и податливого тела, некоторой выносливости и крепости пальцев рук и ног – больше ничем… Это – на самом деле, всё, что сумел почерпнуть внук до того, как его дедушка умер. Правда, сам Фудзита пишет, что от деда он «унаследовал основы различных воинских искусств: искусства фехтования мечом, руко­пашного боя без оружия и с малы­ми видами оружия и подручными предметами дзюдзюцу, искусства плавания, боя копьем, алебардой, искусства стрельбы из лука, боя серпом с цепью, стрельбы из ружья»… Лично мне это представляется очень маловероятным: не забывайте, пожалуйста, что дедушка умер, когда Фудзита не было и 12 лет, а мы все были детьми и помним, что представляет собой «серьезное обучение» в таком возрасте… Так что, скорее всего, большинство из тех навыков и искусств, которые перечисляет Фудзита выше, он изучил гораздо позже, тем более, что частично он сам пишет об этом: «Позднее, на случай, если под ру­кой не будет оружия, я изучил школу кэмпо Намбан Сатто-рю. Я также овладел школой сюрикэндзюцу Сингэцу-рю, школой торидэдзюцу Итидэн-рю, школой искусства боя палкой Дайэн-рю и др.»…
 
Несмотря на все это, некоторое зерно правды в истории Фудзита есть. Даже не взирая на открытый вопрос о том, был ли его дедушка действительно мастером Кога рю ниндзюцу или нет, Фудзита наверняка чему-то учился у него. Если бы он изначально выдумал всю эту историю на момент написания «Доронрон», он наверняка приукрасил бы ее и заставил звучать несколько иначе: например, что он учился намного дольше, чем он делал это со своим дедушкой и наверняка не упоминал бы того факта, что многому он научился из внешних источников. Так что, думается, он очень хотел верить, что ему преподали именно Кога рю ниндзюцу. При этом, в отличие от других современных самозваных мастеров Кога рю (таких, к примеру, как Асида Ким или Ё Сато), его стремление к постижению тайн ниндзюцу и готовность работать и обучаться ясны и без слов. Мы знаем, что Фудзита развил в последствии невероятные навыки выносливости и силы. К примеру, он мог ходить на верхних сторонах его лодыжек, проявляя способность, которую большинство последователей йоги не может повторить и сегодня, за исключением некоторых современных последователей ниндзюцу. И он собрал огромную библиотеку книг и исторических работ в его поисках методов и техник ниндзюцу, чтобы добавить их к той основе, которую, как ему верилось, дедушка преподавал ему.
 
  Фудзита Сэйко демонстрирует «походку калеки» один из ныне здравствующих мастеров Кога рю, Киёмото-сэнсэй, демонстрирует базовое упражнение для развития данного навыка…
Слева: Фудзита Сэйко демонстрирует «походку калеки»; справа: один из ныне здравствующих мастеров Кога рю, Киёмото-сэнсэй, демонстрирует базовое упражнение для развития данного навыка…
 
Вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, таков. Никаких оснований для того, чтобы считать Фудзита «фамильным ниндзя», нет. Не существует ни документов, ни сколь-нибудь реальных доказательств мастерства деда Фудзита в Кога рю (или любом другом) ниндзюцу. Соответственно, мы можем легко догадаться о «мастерстве» двенадцатилетнего Фудзита Сэйко, «наследника» и «патриарха»…
 
Молодой Фудзита Сэйко
Молодой Фудзита Сэйко
 
На Западе большинство «деятелей», утверждающих, что они являются мастерами Кога рю ниндзюцу (и не только), делают это, прежде всего, для того, чтобы стать центром внимания не слишком искушенных новичков без особых усилий с их стороны. Фудзита также любил внимание публики, но всегда стремился, так сказать, «соответствовать» - не разочаровывать зрителей и восхищать поклонников. И соответственно, приложил для этого немало усилий. Прежде, чем стать известным как «мастер ниндзюцу», он основал… свою собственную религию, объявив себя, ни много, ни мало, «живым богом» (!), занимаясь на этом основании целительством и предсказаниями. Он использовал его опыт, полученный при обучении у ямабуси (во второй раз), и использовал его весьма эффективно. Позже он даже признавал, что его одежда, внешний вид и поведение в то время были причудливы, и с присущей ему экспрессивной манерой излагать, рассказывает, что это был такой период в его жизни, что «каждый раз, как  он открывал рот, кто-то пихал туда деньги». Эдакий Алан Чумак, Джуна и Ванга в одном лице… Это, кстати, тоже может многое сказать о личности юного Фудзита, если немного поразмышлять над подобным занятием «молодого мастера, воспитанного в традиции Кога-ниндзя». Судя по всему, склонность к авантюризму, проявившаяся еще в детстве, буйным цветом расцвела в уме молодого человека и страсть к наживе в то время перебила в нем любые отголоски совести (если они вообще были у него). И вот, через какое-то время, мир узнает о… мастере ниндзюцу, 14 патриархе ниндзюцу Кога рю Вада-ха Фудзита Сэйко!
 
Фудзита (слева) в одеянии религиозного деятеля
Фудзита (слева) в одеянии религиозного деятеля
 
Конечно, его способности к телепатии или прекогниции кого-то могут и поразить, но… Вопрос ведь заключается в другом: что из того, что он знал, было реальным ниндзюцу?
 
Он провел несколько демонстраций, которые он сам назвал «демонстрацией ниндзюцу», но эти «выступления» состояли из показа физической выносливости и преодоления болевого порога, а не навыков, которыми ниндзя славятся прежде всего: уловками, хитростью, шпионажем. Он делал вещи, подобные битью самого себя железными прутами, поедания разной гадости и твердых предметов (в стиле «рекордов», сейчас постоянно показываемых по отечественному телевидению в передачах типа «чудаки», «кунсткамера» и др., где разные «странные» товарищи едят червей и жуков, глотают болты и гайки в невообразимых количествах, жуют стекло и т.д.) и протыкал свое тело иглами, больше похожими на спицы…
 
    Фудзита лупит себя железным приспособлением типа плетки-многохвостки знаменитый «подвиг» с иглами, втыкаемыми в самые разные части тела знаменитый «подвиг» с иглами, втыкаемыми в самые разные части тела
Слева - Фудзита лупит себя железным приспособлением типа плетки-многохвостки, в центре и справа – знаменитый «подвиг» с иглами, втыкаемыми в самые разные части тела.
 
 
Надо сказать, что в то время, как и сейчас, никто не считал людей, показывающих подобные фокусы и трюки, «овладевшими каким-то искусством», тем более – искусством ниндзя. Например, Тобэ Синдзюро, исследователь ниндзюцу и автор нескольких книг по этой теме, вспоминает, что когда он увидел одну из этих демонстраций, он только покачал головой. «Это - ниндзюцу?»  -  спросил он у себя. Многие из вещей, которые делал Фудзита, похожи на то, что ямабуси демонстрируют во время их «проповедей», но что же здесь от ниндзя?
 
Уже после войны, в начале 60-х годов, во время интервью на телевидении, когда Фудзита прямо спросили, может ли он продемонстрировать хоть что-нибудь подобное прокрадыванию в защищенные здания и т.п., он сказал, что конечно, он мог бы, но отказался продемонстрировать что-либо на том основании, что «он будет вынужден раскрыть свои методы – а это как раз то, что ниндзя никогда не должен демонстрировать на людях»... Самое странное во всем этом то, что если ты так печешься о секретности, зачем ты рассказываешь на каждом углу о том, что ты – ниндзя? Это - парадокс, необъясненный пока никем из тех, кто обращался к биографии Фудзита, в том числе и нашими историками.
 
Фудзита Сэйко в довоенный период
Фудзита Сэйко в довоенный период
 
Нава Юмио, известный исследователь и автор книг о ниндзюцу, лично знал и общался с Фудзита в течении определенного времени. Не смотря на уважение к мастерству Фудзита как мастера будзюцу, он сказал, что никогда не видел и даже не слышал о том, чтобы Фудзита демонстрировал что-либо, что он мог бы квалифицировать как ниндзюцу. В своей книге, «Ниндзюцу но кэнкю», Нава ни разу не называет Фудзита «главой Кога рю», вместо этого относясь к нему только как к исследователю. (В той же самой книге он относится к Хацуми Масааки как к главе Тогакурэ рю нинпо).
 
Фудзита действительно почерпнул многое из тех книг и свитков по ниндзюцу, которые он коллекционировал. Его уровень исследования невероятен. Он написал несколько больших книг, которые подробно описывают и объясняют целые главы из  работ типа «Бансэнсукай». Фактически, эта его деятельность и стала основанием для практически всего, что он преподносил как «фамильные знания ниндзюцу». Он действительно демонстрировал некоторые вещи, которые могут быть прослежены к историческим работам типа «Бансэнсукай», но нет никаких доказательств того, что то, что он показывал, можно было бы назвать «техникой ниндзюцу, которую он мог приобрести только в процессе личного обучения». Он описывал и комментировал такие вещи, как оценка окружающей среды, предсказания погоды, различные виды стратегии, но ничего из того, что могло быть квалифицировано как «прикладная техника ниндзя». (Другими словами, он описывал и комментировал то, что было уже написано, но не показывал ничего из того, что описано не было). Если вы посмотрите книги или свитки по кэндзюцу, написанные до XX столетия, вы нигде не встретите ни рисунка, ни описания того, как держать меч. Это – пример того, что преподавалось ученику лично, и что он уже знал еще до того, как книга или свиток попадали к нему. Поэтому о них нигде и не написано – в этом не было необходимости. Но если сейчас кто-то пишет о кэндзюцу, первое, о чем он напишет – это правильный хват меча. Именно таких «мелочей» и не хватает книгам Фудзита. Другими словами, он прекрасно разбирался в том, о чем прочитал в древних книгах и свитках – но, к сожалению, не более того…
 
Фудзита Сэйко с женой
Фудзита Сэйко с женой
 
Накасима Ацуми - автор книг по ниндзюцу и член группы исследований будо, начатой самим Фудзита, в своей работе «Ниндзюцу хидэн но сё» заявляет, что не было ни одного случая демонстрации Фудзита-сэнсэем методов боя или проникания в стиле ниндзя. Если кто-то и знает их, то он скорее назвал бы фамилии Нава или Накасима…
 
Россказни о том, что Фудзита в течение войны был в секретных группах, занимавшихся убийствами на территории Китая и Индонезии и лично убил более 200 солдат, офицеров и различных чиновников союзнических войск – полная ерунда. Максимум, что он делал в «страшной» разведшколе в Накано, о которой так любят у нас писать некоторые историки, так это преподавание и интерпретация для современных нужд глав о стратегии ниндзя из «Бансэнсукай». Когда война закончилась, Фудзита был в Японии и никто и никогда даже не сделал попытки арестовать или судить его как военного преступника.
 
Фудзита (справа) во время войны
Фудзита (справа) во время войны
 
После войны, Фудзита оставался патриотом в душе и приверженцем старых идеалов, которые в конце концов привели Японию к войне (другими словами, он был националистом и милитаристом). Когда Союзники запретили практику боевых искусств, он решил, что это  - первая попытка уничтожить японскую культуру.
 
Чувствуя себя отверженным, он занялся сбором информации о традиционных боевых искусствах Японии и сделал все от него возможное, чтобы не дать погибнуть этому культурному наследию его страны, при этом не забывая ободрять и утешать других в их надеждах. Уже позднее, когда запрет на занятия боевыми искусствами был снят, он очень повлиял на формирование и вошел в административные советы многих организаций, занимавшихся практикой и популяризацией боевых искусств (он даже внесен в линию мастеров Сито рю каратэ, так как был большим другом Мабуни Кэнва, основателя этой школы). Сам он, как известно, еще до войны изучал Нанбан Сатто рю – один из жестких стилей дзюдзюцу, название которого переводится ни много ни мало как: «Искусство убивать южных варваров». Свои знания и титул 4 сокэ Намбан Сатто рю кэмпо Фудзита Сэйко передал лучшему ученику Мабуни Кэнва Ивата Мандзо.
 
 
Фудзита Сэйко и Ивата Мандзо
Фудзита Сэйко и Ивата Мандзо
 
Он также изучал много других стилей боевых искусств и написал ряд книг о них. Но нигде и никогда он не преподавал технику боя Кога рю ниндзюцу. Вот список четырёх книг о технике боя, принадлежащих Фудзита Сэйко:
 
1. Сюрикэндзюцу дзукай (иллюстрированный [учебник] по искусству метания сюрикэн)
2. Ходзёдзюцу дзукай (иллюстрированный [учебник] по связыванию)
3. Кэмпо гокуи саккацухо мэйкай (Методы убийства и реанимации: главнейшие секреты кэмпо)
4. Синдо Мусо рю дзёдзюцу дзукай (иллюстрированный [учебник] по искусству палки школы Синдо Мусо рю).
 
Остальные книги, которые посвящены ниндзюцу, исследуют снаряжение, стратегии, содержат комментарии к древним текстам и не более. Один яркий пример: в книге о сюрикэндзюцу описаны и проиллюстрированы десятки видов самого оружия, приведена история и масса техник метания из различных школ, но… Фудзита ни в состоянии продемонстрировать хоть одну технику из Кога рю! Странно, что дедушка не преподавал этого искусства, которое по определению является чуть ли не визитной карточкой ниндзюцу, своему внуку. Фудзита изучал стиль Сингэцу рю сюрикэндзюцу, не имеющий ничего общего с ниндзя.
 
Страницы из книги «Сюрикэндзюцу дзукай» Фудзита Сэйко
Страницы из книги «Сюрикэндзюцу дзукай» Фудзита Сэйко
 
В среде мастеров боевых искусств Японии о Фудзита отзываются только с почтением и глубоким признанием за те заслуги в деле сбора, анализа и научного исследования наследия будо и нинпо, которые он сделал при жизни и завещал другим продолжать после смерти. Он сильно повлиял на мир послевоенного будо и будзюцу и принял самое активное участие в формировании многих организаций, существующих и сегодня. Исследователи и историки ниндзюцу ценят его, прежде всего, за его переводы и комментарии древних трактатов по искусству ниндзя, а не за то, что он сам был «последним реальным ниндзя Японии», поскольку сам он ничего из «реального ниндзюцу» не показывал и ничему «реальному» не учил. После его внезапной гибели в 1966 году не осталось никого, кто мог бы назвать себя «правопреемником» или «наследником» того стиля ниндзюцу, которым, он, якобы, владел. Большинство книг и трактатов, которые он собирал в течение своей жизни, сейчас находятся в музее Ига-Уэно, а не у «следующего великого мастера Кога рю Вада-ха»… Фудзита как-то сказал, что «нет никого достойного, кого бы он мог обучать и его искусство уйдет вместе с ним». Это лишь красивые слова, и не более – поскольку, судя по тому, что мы уже знаем, вся принадлежность Фудзита к традиции ниндзюцу вызывает много сомнений: нет ни одного прямого доказательства того, что как сам Фудзита, так и его дед были мастерами этого древнего искусства. Другое дело – что ниндзюцу являлось делом всей жизни Фудзита и повлияло на все, что делал этот человек.
 
Это важно для осознания личности Фудзита Сэйко и правомерности некоторых выводов, которые делают наши отечественные исследователи.
 
Да, Фудзита Сэйко – личность экстраординарная во всех отношениях. Да, он обладал самыми разными способностями и умениями – начиная от пения и заканчивая телепатией. Да, он был большим мастером боевых искусств и сделал огромный вклад в их развитие. Да, как никто другой, он много сделал, чтобы не дать погибнуть наследию ниндзя, скрупулезно собирая и исследуя все материалы о ниндзя, которые ему только удавалось найти – но, увы, при всём этом, он не ниндзя и никогда им не был.
Так что все претензии некоторых «сэнсэев» на их прямое следование заветам «последнего реального ниндзя» Фудзита Сэйко, к сожалению, не имеют под собой никаких оснований. И уж тем более смешно и нелепо выглядят потуги некоторых «горе-специалистов» в их странном желании опорочить Будзинкан в лице Такамацу и Хацуми, обвиняя их в том, что «они-де все выдумали», при этом противопоставляя им личность мастера, чья принадлежность к ниндзюцу не выдерживает никакой критики при ближайшем рассмотрении.
 
   Могила Фудзита Сэйко Могила Фудзита Сэйко
Могила Фудзита Сэйко
 



Другие публикации
    - Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
    - Секреты Будзинкан - шаг за шагом
    - Ниндзя - кто они?
    - Последние ниндзя
    - Учебный план наёмных убийц
    - Прыжок в сверхъестественное
    - Мои впечатления от Украины
    - Синкэн - живой клинок
    - Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
    - Краткая история ниндзюцу


Вернуться на страницу просмотра списка публикаций


Поиск


Cобытия, Новости
все новости

Будущие семинары
все семинары

Прошедшие семинары
27-29 апреля 2018 г. , Тема: "От кихон хаппо к иккэн хассо: Синдэн Фудо рю тэн-но ката". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

24-25 марта 2018г., Тема: Гэндай Госиндзюцу - современная самозащита. Сихан Мирошкин Павел , Место проведения: г. Минск (Беларусь)

3 марта 2018г. з 13:00 по 15:00, Тема: Вебинар-9. Важные аспекты ниндзюцу – самозащита и выживание., Место проведения: Интернет

9-11 февраля 2018 г. , Тема: Семинар "Такаги Ёсин рю Сёдэн-гата омотэ и ура". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

12-14 января 2018г., Тема: Танто дзюцу. Маврин А.Л. (10-й дан), Место проведения: г. Брест (Беларусь)

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!



Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct () in Unknown on line 0