Дэнсё |
|
|
Нава Юмио
Сокращенный вариант главы из новой книги В.В. Момота «От ниндзюцу к нинпо: Основы Будзинкан тайдзюцу».
Меня часто спрашивают в письмах и на семинарах: «А кто такой Нава Юмио, на которого так часто ссылаются наши историки и исследователи ниндзюцу?», «Каким искусством он занимается?», «Ниндзя он или нет?», «Что такого он сделал или написал, что к его мнению стоит прислушиваться?» и т.д. В этой небольшой статье я попробую ответить на эти вопросы, исходя из той информации, которой владею. Думаю, это будет небезынтересно всем, кто увлечен изучением как ниндзюцу, так и вообще японских боевых искусств.
Сэнсэй Нава Юмио в возрасте 92 лет (2004 г.)
Итак, Нава Юмио. Кто же он такой? Мастер Нава – безусловно, один из величайших мастеров корю будзюцу современности, прямой наследник полицейских методов средневековой Японии, исследователь истории, техники и специфического снаряжения ниндзя, автор более 15 книг, посвященных различным видам оружия скрытого оружия и оружия ниндзя, технике боя, методам тренировки в ниндзюцу и будзюцу.
Наставник многих мастеров ХХ века, в том числе – нашего сокэ Хацуми Масааки, друг и соратник по совместным изысканиям истинных корней ниндзюцу в областях Ига и Кога «последнего Кога-ниндзя» Фудзита Сэйко, бывший куратор музея Кога ниндзя-ясики, коллекционер древнего оружия и свитков, посвященных боевым искусствам.
Историк, исследователь, советник по сценам будо в кино и театре кабуки.
Глава Масакикай додзё и сокэ двух и мэнкё кайдэн еще в двух традиционных корю будзюцу: он 10 сокэ Масаки рю, которая в основном культивирует технику работы с цепью «манрикигусари» - короткой цепью длиной около 69 см, кующуюся почти в той же самой манере, как и традиционный японский меч и созданную, чтобы ему противостоять, при этом не убивая своего врага, а захватывать его живьем, а также кусаригама и некоторые другие виды оружия (см. ниже); и 5 сокэ Эдо-Матиката рю (полное название: Эдо Матиката рю торинавадзюцу-дзиттэдзюцу-нукэ-тоодзюцу), искусство владения дзюттэ, связывания веревкой противника (противников) и обезоруживания нападающего с мечом; мэнкё кайдэн Тэнсин Синъё рю дзюдзюцу - броски этой школы считаются особенно изощрёнными и травмоопасными (Эта школа, которую среди прочих изучал Дзигоро Кано, основатель Кодокан дзюдо) и Тода рю, развивающая технику дзюттэ и кусаригама. Он также мастер сюрикэндзюцу, стрельбы из аркебузы и искусства строительства средневековых фортификационных сооружений. Без сомнения, Нава Юмио также владеет методами и уловками ниндзя, хотя никогда и нигде не демонстрировал этого и даже всегда уточнял, что он «лишь исследователь ниндзюцу (ниндзюцука), но ни в коем случае не ниндзя». Хотя… Человек, которого называют «хранителем духа истинного ниндзюцу» и «живой легендой корю будзюцу» может и скромничать…
Мастер Нава Юмио в 60-е годы
Сэнсэй Нава родился 3 января 1912 года, в Китакюсю-си, Фукуока, городе на юге Японии. Он начал изучение и практику под руководством своего дедушки, Нава Хонэн Юсимаса. Практика была очень тяжёлой, и Нава-сэнсэй говорит, что в то время он ненавидел боевые искусства, предпочитая заниматься каллиграфией. Воинская традиция его семьи, связанной с кланом Тода, может быть прослежена вплоть до XIV столетия, к периоду Намбокутё, времени ожесточенных сражений между северной династией в Киото и южной династией в Ёсино, в результате которого сёгуном стал Такаудзи (1338 г.).
Дедушка сэнсэя Нава, Нава Хонэн Юсимаса, родившийся в 1832 году, был четвертым великим мастером (сокэ) школы Эдо Матиката рю дзюттэ и торинавадзюцу-кэндзюцу и девятым сокэ Масаки рю манирикигусаридзюцу и кусаригамадзюцу. Он передал юному Юмио эти школы, наряду с методами Тода рю. Юсимаса был преподавателем специальных боевых искусств для полиции и суперинтендантом замка Огаки в городе Гифу.
Что же представляют из себя эти школы и какова их история?
Масаки рю: школа короткой боевой цепи (манрикигусари) и серпа на длинной цепи (кусаригама).
Тосисима Масаки родился в 1689 году. Член клана Мино-Огаки, Масаки Тародаю Тосимицу был мастером Котода рю кэндзюцу и Сэн-и рю тодзюцу (школа фехтования длинным мечом) в период Хорэки (1750-ые). Позже он создал Масаки рю кэндзюцу. Масаки рю манрикигусари-дзюцу и кусаригама-дзюцу – это боевые искусства, также основанные им. Они состоят из различных техник, включая удары, связывания и выкручивания и броски. Короткая цепь – это оружие, которое и в настоящее время не потеряло своей сокрушающей актуальности для самообороны; скорость исполнения и точность нанесения ударов определяют ее эффективность. Приобрести эти навыки - цель любой практики в Масаки рю. Как основу, в технике манрикигусари выделяют основные позиции (камаэ), одиночные тренировочные упражнения, выполняемые сидя на коленях и в стойке (суваривадза и тативадза), пять базовых ката для парной работы (гохо кихон) и их вариации, большое количество ката выполняемых с цепью против меча и, наконец, специфические техники с мечом (или дзюттэ) в одной руке и цепью – в другой.
Классические цепь манрикигусари и кусаригама Масаки рю из «наследства»,
доставшегося Нава Юмио от дедушки, Нава Хонэн Юсимаса.
Начало этим методам было положено в тот момент, когда руководителю клана приказали охранять в замке Эдо главные ворота. Основатель Масаки Тародаю Тосимицу, как считается, изобрел цепь с грузиками на обеих концах и развил технику серпа на цепи, потому что всеми силами хотел контролировать нарушителей без кровопролития и не используя меч (эта версия представлена в народном сказании «Гэнкикэнсо-дэн»). В повести «Буко-рон» сказано, что он изобрел это, когда посланник от божественного Акиба появился в его снах, когда ему было шестьдесят с небольшим лет. Там же указано, что «Это искусство появилось в 4 год эры Хорэки (1754г.), год обезьяны и собаки». Сущность (коцу) методов, «явленных» основателю, заключалась в использовании «омотэ яй» и «ура яй». Методы Омотэ яй (представляющие собой внезапные движения цепью от себя наружу, подобно выхвату меча по различным траекториям) используют цепь для того, чтобы поражать и отбивать, в то время как ура яй (движения к себе, как бы «забирая» цепь, ловя ее в ладонь другой руки под разными углами, часто оплетая руку, ногу или шею противника) используются для связывания, бросков и фиксации противника в болевом замке. Омотэ яй базируется на технике Масаки рю кэндзюцу, в то время как техники ура яй являются почти стандартными методами дзюдзюцу, использующими утяжеленную грузилами цепь (в различных школах дзюдзюцу можно встретить аналогичные техники, выполняемые с веревкой или поясом). Есть комбинации методов омотэ и ура яй. Общее количество техник включает в себя более чем 300 ката. Масаки умер в 1776 году в возрасте 88 лет. Он был похоронен в храме Дзёиндзи в Огаки.
Справа: типичное действие Масаки рю в стиле омотэ яй, слева – ура яй (фото из журнала «Хидэн корю будзюцу»)
В целом, Масаки рю – это достаточно непростое, но очень эффективное искусство, которое еще в течение многих лет преподавалось старшим ученикам в военной школе замка Огаки наряду с другими будзюцу; но из-за неправильного использования некоторыми учениками позже его исключили из учебной программы.
Манрикигусари школы Кинсин рю
Впоследствии школа Масаки рю имела множество последователей по всей Японии. В многих школах разрабатывались цепи различной длины и веса, с различной формы грузилами на концах. Самые известные из них: Синдо рю, Тода рю, Кинсин рю, Икида рю, Араки рю и Кираку рю. Цепям давали различные названия типа: кусари-фундо, рё-бундо, содэ кусари, камагусари, дзиттэгусари… Сегодня в музее замка Огаки представлено приблизительно пятнадцать старых манрикигусари и описана история их создателей. К большому сожалению, кроме преподавания мастера Нава, на сегодня это – практически всё, что осталось от почти угасшего искусства использования боевой цепи в школе Масаки.
Сэнсэй Нава Юмио преподаёт технику Масаки рю: Удэ-гатамэ (слева) и кобуси-гарами (справа)
Линия сокэ Масаки рю:
Основатель: Масаки Тародаю Тосимицу
2-ой сокэ: Масаки Кидзаэмон Тосимаса
3-ий сокэ: Масаки Кидзаэмон Тоситика
4-ый сокэ: Масаки Кидзаэмон Тосидзанэ
5-ый сокэ: Миура Котиро Кадзуцума
6-ой сокэ: Кагоя Савата Такатанэ
7-ой сокэ: Ханда Сакудзиро Кацумунэ
8-ой сокэ: Ватабэ Кэндзи Масаюки
9-ый сокэ: Нава Хонэн Юсимаса
10-ый сокэ: Нава Юмио
Учителя: Сано Синъити – Накано Акира – Накамура Киёяса - Сэяма Масахиро
Нава Юмио с двумя тренировочными дзюттэ демонстрирует
дзёдан дзюдзи домэ – верхний крестообразный захват
Эдо-Матиката рю: полицейский жезл (дзюттэ) и методы связывания (торинава-нукэдзюцу)
Человек из клана Сансю Ёсида (ответвление клана Микава Ёсида семьи Окути), Камэи Сонроку Сигэмура был четвертым главой Ягю рю дзюттэдзюцу и прославился как мастер дзюттэ. Эдо матиката рю дзюттэдзюцу и торинавадзюцу - боевые искусства, основанные им. Сигэмура исследовал около тридцати традиционных школ, практиковавших техники дзюттэ по всей стране и собрал лучшее из них, чтобы создать методы дзюттэдзюцу и торинавадзюцу для полицейских в Эдо в соответствии с приказом восьмого сёгуна Токугава Ёсимунэ. Сёгун приказал использовать работу Сигэмура как руководство по технике дзюттэ для Эдо Хаттёбори в период Кёхо (1716-1723).
Один из полицейских жезлов дзюттэ, принадлежащих Нава Юмио
Эту технику полицейского жезла называют «методом Эдо» (Эдо Матиката), потому что это – не цельное искусство, а «подборка» техник из тридцати традиционных школ, использующих дзюттэ.
Основной принцип Эдо Матиката был определен как «Уничтожение зла, проявление правосудия», идея которого заключается в ограниченном применении насилия и большего упора на контроль и подчинение нападающего. Есть 12 канонических форм, каждая из которых оканчивается связыванием. Также есть 18 форм, в которых исполнитель держит дзюттэ в левой руке и определенным образом подготовленную для быстрого связывания верёвку – в правой. Вообще, главный принци Эдо Матиката – почти мгновенное связывание и подчинение нарушителя.
Ещё один дзюттэ из коллекции мастера Нава
Линия сокэ Эдо Матиката рю:
Основатель: Камэи Сонроку Сигэмура
2-ой сокэ: Камэи Рокадзаэмон Сигэмаса
3-ий сокэ: Окада Умэдзоэ Сидзэнага
4-ый сокэ: Нава Хонэн Юсимаса
5-ый сокэ: Нава Юмио
Учителя: Сано Синики – Накано Акира – Накамура Киёяса – Сэяма Масахиро
Некторые приемы торинавадзюцу (ходзёдзюцу).
(Мы планируем разместить на нашем сайте пару статей об этом искусстве)
Почему Масаки рю и Эдо Матиката рю были переданы вместе Нава Юмио
Нава Хонэн, как известно, был девятым сокэ Масаки рю. 18 февраля 1855 года (8 год эры Каёй), в возрасте 23 лет он был назначен старшим детективом по охране порядка в различных храмах, святынях и городской управе замка Огаки.
Он пригласил Нисида Санэмон Энносукэ, мастера трех видов полицейского оружия: «толкающего шеста» (цуку-бо), U-образного шеста для захвата шеи (сасумата) и багра для захвата за одежду (рога-бо или содэгарами) обучить его. (Большую коллекцию фотографий инструментов для ареста и связывания, а также одежды, снаряжения и т.д. средневековых полицейских Японии, принадлежащую Нава Юмио, мы вскоре выложим в разделе «Музеи» на нашем сайте). Преподавателя дзюттэ, к сожалению, не было, поэтому с разрешения клана Ёсида в Огаки он также пригласил Окада Умэдзоэ Сидзэнага, третьего сокэ Эдо Матиката рю, к которому также присоединялся Камэи Сонроку Сигэмура, сын второго сокэ школы. Хонэн стал учеником Окада и усиленно практиковался, так как это было ему жизненно необходимо по роду занимаемой должности. Он занимал эту должность вплоть до реставрации Мэйдзи (1867). Впоследствии обе школы были переданы Нава Юмио, старшему внуку Нава Хонэн Юсимаса.
Мастер Нава Юмио с манрикигусари
Масакикай
Как десятый сокэ Масаки рю и пятый сокэ Эдо-Матиката рю Нава Юмио поддерживает традицию и преподает методы школ, которые возглавляет. Название общества идёт от основателя школы Масаки.
Нагрудная нашивка и «герб» школы Масаки рю
В 50-е годы, еще до встречи с Такамацу-сэнсэем, у Нава Юмио в течение очень короткого времени (около года) обучался и наш нынешний глава, сэнсэй Хацуми. Очевидно, что методы Масаки рю, а также Эдо Матиката рю впоследствии были трансформированы и органично влились в технику нинпо тайдзюцу, которую мы сегодня изучаем в Будзинкан.
Хацуми Масааки и Нава Юмио: ученик и учитель в 50-е годы XX века.
Два признанных исследователя и мастера нинпо.
Существует распространенное, но ошибочное мнение, что на обложке первого издания известной книги Ч. Грузански «Остриё и цепь» изображены Нава Юмио и молодой Хацуми в роли укэ. Однако, как утверждает сын автора, Р. Грузански, это не так, и в роли укэ выступает совсем другой человек. Книга в оригинале есть в бывшей «Ленинке» в Москве, впрочем, и сейчас ее можно купить, правда, под другим названием: «Оружие ниндзя: остриё и цепь»…
Обложка первого издания «Острия и цепи» Ч. Грузански,
первого ученика не-японца сэнсэя Нава Юмио
Как уже отмечалось, помимо того, что сэнсэй Нава ведет преподавание методам нескольких школ корю будзюцу, он еще и активный коллекционер документов и старинного оружия, отдавая предпочтение такому оружию, которое имеют скрытное или необычное использование. На почве этих изысканий он и познакомился с Фудзита Сэйко, «последним», как его называют, «Кога-ниндзя Японии». В течение многих лет Нава-сэнсэй был куратором музея Кога ниндзя; сейчас в этой должности выступает мастер Фумон Танака, наследник Кукикин рю и Кодэн Энсин рю кэндзюцу. Эти и некоторые другие факты (например, его отношение к семье Тода и Тода рю, членов которой по некоторым моментам многие причисляют к традициям ниндзюцу. Не исключение и Будзинкан – ведь хорошо известно, что Такамацу Тосицугу также принадлежал к семье Тода. Или слишком хорошее знание устройства и способа применения того или иного вида оружия или стратегии ниндзя, о чем мастер Нава написал, пожалуй, лучшие из существующих книги по этим темам, см. ниже) могут служить лишним подтверждением того, что мастер Нава – «живой ниндзя», хоть он это и отрицает. Правда, с другой стороны, это может быть и плодом общения с Фудзита, Окусэ и др., такими же, как он, без преувеличения, серьезнейшими специалистами по теории и практике ниндзя. Знания, которые Нава Юмио получил в ходе своих исследований, вылились в более чем 15 книг, наиболее интересными из которых для нас являются следующие:
Кусаригама необычной формы из коллекции Нава Юмио
Краткий список книг, принадлежащих перу Нава Юмио:
1. «Дзюттэ ходзё но кэнкю» («изучение техники ареста и связывания») – первая книга Нава Юмио (1964 г.).
2. «Аната-мо ниндзя-ни нарэру» («Вы можете стать ниндзя»). (1966 г).
3. «Синоби-но буки» («Оружие ниндзя») (1967 г.).
4. «Ниндзюцу но кэнкю: хиссё но хэйхо» («Исследование ниндзюцу: стратегии некоторых побед») (1972 г.).
5. «Дзукай Какуси буки хякка» - «Иллюстрированный справочник по скрытому оружию». (1977 г.) – Самая известная книга Нава Юмио!
Слева оригинальная обложка«Дзукай какуси буки хякка»,
справа – обложка изданной в 2002 году книги «Дзукай какуси буки соран»
(по сути, одной и той же книги).
6. «Э-дэ миру дзидай котё хякка» - (Энциклопедия Исторических исследований древнего наследия, том 1: японский самурайский меч, огнестрельное оружие, инструменты и оружие ниндзя) (1983 г.).
А вот книга, на которую есть ссылка в книге А. Горбылёва «Когти невидимок», из-за чего меня очень часто спрашивают о ней: она называется «Ниндзюцу тэдзина но химицу» («Секреты ниндзюцу и фокусов»). Впервые напечатанная в 1973, она была переиздана в 2003 году. Но дело в том, что Нава Юмио эту книгу не писал, а только выступил в ней редактором и консультантом, как и в некоторых других «книжках для досуга» о ниндзя для «среднего школьного возраста» :)…
Заметим, что Нава-сэнсэй очень осторожно относится ко всему, что относится к старинным школам будзюцу и ниндзюцу. Он предупреждает: «Будьте бдительными при сомнительном происхождении большинства так называемых «школ», требуя подтверждения действительно старого происхождения, особенно в специфических школах ниндзюцу. Такие «школы» часто создавались после войны, законченной в 1945 году. Обычно они не могут ничего доказать далее 100 лет назад, и не могут предоставить никаких записей, подтверждающих их слова... Но японский менталитет таков, что изобретает новое прошлое, когда некоторые части реальной истории отсутствуют или не могут быть доказаны». К сожалению, эти слова часто используют не по назначению слишком ретивые авторы, пытающиеся кого-то «обличить» или обвинить в «подтасовке истории». Так что действительно, будьте бдительны и не «складывайте все яйца в одну корзину». Нужно точно определить, КОГО ИМЕННО имеет в виду Нава-сэнсэй. И эти слова уж точно не относятся к Будзинкан! Например, в своей книге «Ниндзюцу но кэнкю: хиссё но хэйхо» он нигде (!) не называет Фудзита Сэйко «главой» или «сокэ» Кога рю ниндзюцу Вада-ха, относясь к нему только как к исследователю, в то время как о Хацуми Масааки он везде пишет как о главе (сокэ) Тогакурэ рю нинпо. (О мастере Фудзита Сэйко мы также разместим обширный материал на нашем сайте, не дублирующий чужое мнение).
Мастер Нава Юмио (2000 г.)
Когда сэнсэя Нава спросили, что, по его мнение главное в технике, он ответил: «Подвижность, скорость, точность». И добавил: «Не имеет значения, пожертвуете ли вы рукой, если при этом сохраните свою жизнь».
Сэнсэй Нава Юмио у себя дома (фото 2004 г.)
По моему мнению, самое яркое высказывание, принадлежащее сэнсэю Нава, следующее: «Распространенным мнением о японском будо и традиционном японском оружии является определение, что эти методы и оружие опасны для людей; но оружие или метод сам по себе не может ранить никого. Только человек, который владеет ими, может сделать их действительно опасными».
Хотелось бы в заключении пожелать, чтобы все те знания, о которых мастер Нава Юмио не посмел написать в своих книгах, но которыми он почти наверняка владеет, никогда не исчезли, но остались в сердцах, умах и телах его учеников, чтобы жить вечно! Нинпо иккан!
Другие публикации
- Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
- Секреты Будзинкан - шаг за шагом
- Ниндзя - кто они?
- Последние ниндзя
- Учебный план наёмных убийц
- Прыжок в сверхъестественное
- Мои впечатления от Украины
- Синкэн - живой клинок
- Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
- Краткая история ниндзюцу
Вернуться на страницу просмотра списка публикаций
|