|
Дэнсё |
|
|
Кого и чему учил сэнсэй Такамацу?
(сокращенный вариант главы из новой книги В. В. Момот «От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу»)
Мало кто из последователей Будзинкан знает, что Тосицугу Такамацу, помимо своего самого известного ученика – Масааки Хацуми – имел еще нескольких близких учеников, некоторые из которых были живы до самого последнего времени и преподавали боевые искусства – и в том числе стили, входящие в систему Будзинкан.
Так чему и кого учил Такамацу-сэнсэй, и почему, кроме Хацуми-сэнсэя, никто не преподает Тогакурэ-рю и некоторые другие стили, если Такамацу учил не только его одного?
Как видно из таблицы, кроме Хацуми Масааки, Такамацу-сэнсэй имел еще шестерых близких учеников, достигших высокой степени мастерства и звания мэнкё кайдэн в школах, как входящих в систему Будзинкан, так и некоторых других, которые в Будзинкан не преподаются (в таблицу я не включал тех учеников, о которых мне ничего не известно, кроме имен). Спорным также остается факт ученичества у Такамацу Танэмура Сёто, однако то, что он обучался у троих его учеников (не считая Хацуми) – это бесспорный факт. О Сёто Танэмура и его Гэнбукан я планирую разместить отдельную статью на нашем сайте.
Итак, давайте кратко рассмотрим, кого и чему учил Такамацу.
佐藤金兵 Сато Кинбэй (1926-1999)
Сато Кинбэй родился в 1926 году в префектуре Фукусима. Сато начал своё обучение будо с 11 лет, постигая Дайто-рю. Закончил факультет медицины университета Тохоку. Доктор философии и медицины. Преподавал методы ареста в полицейском колледже, начиная с 1954 года. Боевыми искусствами Сато-сэнсэй увлекался с детства. Свой собственный додзё открыл в 1958 году в Итибаси, Токио (он действует и по сей день, в нем преподаются Китайские боевые искусства и дзюдзюцу). Он становится учеником Такамацу в 1957 году. Сато утверждает (и скорее всего, так оно и есть), что он не изучал ни Гёкко-рю и Кото-рю, ни какой-либо из стилей ниндзюцу, преподаваемых сегодня в Будзинкан. Его обучение базировалось исключительно на Кукисин-рю, Такаги Ёсин-рю и Гикан-рю, то есть тех школах, которые Такамацу получил от Иситани и Мидзута. Фумио Акимото (см. ниже) умирает в 1962 году, и уже в 1963 году Сато-сэнсэй получает титул мэнкё кайдэн в Гикан-рю копподзюцу (по другим сведениям, он был назначен сокэ этой школы – но это не подтверждается ничем, кроме устных рассказов Танэмура Сёто, который считает себя сокэ Гикан-рю на том основании, что ему этот титул якобы передал в 1989 году Сато Кинбэй, наряду со свитками и титулами сокэ в Хонтай Такаги Ёсин-рю, Хонтай Кукисиндэн-рю и Бокудэн-рю).
Позже Сато потерял интерес к школам, изученным у Такамацу и углубился в изучение китайских стилей боевых искусств. Автор многочисленных книг и статей по боевым искусствам, из которых для последователей Будзинкан представляет интерес прежде всего, «Асаяма Итидэн-рю тайдзюцу» и «Явара то кэн но Мити». Сэнсэй Сато имеет звания в следующих системах:
Японские будо: Дайто-рю айки дзюдзюцу, Араки Син-рю дзюдзюцу, Иттэн Рюсин Тюкаи-рю дзюдзюцу, Ягю Синган-рю хэйдзюцу, Асаяма Итидэн-рю тайдзюцу, Кукисин-рю бодзюцу, Такаги Ёсин-рю дзюдзюцу, Гикан-рю коппо, Такэда-рю айки-но дзюцу и Кагэяма-рю кэндзюцу.
Китайские ушу: Синъицюань, бадзицюань, багуаджан, Чень Пан-линь тайдзицюань, стиль Белого журавля и стиль Шаолиньского золотого ястреба направления провинции Фудзянь. (Кроме того, он носил звание 4-го патриарха Багуачжан в Японии). Сэнсэй Сато умер в 1999 году. (Более подробно о стилях, которые изучал сэнсэй Сато, читайте в книге «От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу»).
|
木村正治 Кимура Масадзи (Масахару) (1900-2000)
Кимура Масадзи, один из старейших, после Фумио Акимото, учеников Такамацу. Кимура-сэнсэй пришел в додзё Такамацу в 1917 году, где тогда изучалось Такаги Ёсин-рю дзюдзюцу и Кукисин-рю бодзюцу. Такамацу предъявлял ученикам в то время три правила: не пить спиртных напитков, не курить и не драться. Кимура жил неподалёку от додзё и мог почти каждый день тренироваться с сокэ. В 1936 году он достиг уровня мэнкё кайдэн в дзюдзюцу и бодзюцу. Он преподавал стили Такаги Ёсин рю и Кукамисиндэн Тэнсин Хёхо (также известный, как Тэнсин Хёхо Кукамисиндэн рю), являющийся ответвлением Кукисин рю (Тэнсин Хёхо Кукисин рю). Сэнсэй Кимура поддерживал хорошие отношения с Хацуми-сэнсэем и обучал Танэмура Сёто, с которым познакомился в 1991 году. По словам Танэмура, он вручил ему титул мэнкё кайдэн в Кукисин-рю дзюдзюцу, Кукисин-рю бодзюцу и Тэнсин Хёхо Кукамисиндэн рю. Умер в 2000 году.
|
Фукумото Ёсио
Первоначально, как и Хацуми-сэнсэй, он был учеником Уэно Такаси. Став учеником Такамацу в 1960 году, через несколько лет он прекратил обучение из-за болезни. Его можно увидеть в видеофильме «Такамацу Тосицугу – последний реальный ниндзя». От Такамацу он получил дэнсё и звание мэнкё кайдэн в Тогакурэ-рю нинпо и Амацу Татара копподзюцу. Как считается, Фукумото-сэнсэй был ура-сокэ (если можно так выразиться, «вице-сокэ», т.е. тем человеком, в случае если действующий сокэ внезапно погибнет, он должен занять его место). Сэнсэя Фукумото сейчас уже нет в живых.
Тосицугу Такамацу объясняет технику юмэ-макура из Кукисиндэн-рю двоим своим ученикам – Хацуми Масааки (справа) и Фукумото Ёсио (в роли укэ).
|
秋元文雄 Акимото Фумио
Возможно, самый первый и самый квалифицированный студент, которого Такамацу когда-либо имел. К сожалению, он умер в 1962 году из-за болезни. Он присутствовал на многих сессиях обучения Хацуми у Такамацу. По рассказам Хацуми, Акимото обладал порывистым нравом и был невоздержан на язык. Такамацу-сэнсэй очень своеобразно воспитывал в нем словесную сдержанность: он использовал его ладонь как пепельницу для золы от горящей сигареты – и только когда сэнсэй сбивал пепел ему на ладонь, Акимото имел право говорить – спокойно и ровно, не перебивая и не торопясь. Благодаря воспитанию сдержанности и концентрации, Акимото-сэнсэй стал выдающимся мастером яйдзюцу – Хацуми рассказывает, что он видел однажды, как Акимото рубил на лету стрекоз на берегу пруда. Он был сокэ Сокэн-рю дакэнтайдзюцу. Такамацу назначил его сокэ Гикан-рю копподзюцу еще до войны, но свитки погибли при бомбежке Токио. Хацуми Масааки является 15 преемником в линии сокэ Гикан рю (14 сокэ – Акимото Фумио).
|
Слева направо: Акимото Фумио, Тосицугу Такамацу, Хацуми Масааки.
|
岩見南岳 Ивами Нангаку
Друг сэнсэя Такамацу с тех ранних дней, когда они оба обучались под руководством сэнсэя Иситани. Они расстались, возможно, по той причине, что Такамацу уехал в Китай. У Иситани Ивами изучал Кукамисиндэн-рю. В последствии он перешел в Кукисиндэн рю. В 1919 году он вошел в совет организации Сёбу Кёку, возглавляемую Такамацу, куда, помимо него, входил и Акимото Фумио. После того, как Такамацу покинул этот пост, Ивами возглавил организацию и оставался ее вторым главой вплоть до 1931 года. Он умер после тяжёлой болезни в 1934 году. (Более подробно об Ивами и организации Сёбу Кёку читайте в книге «От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу»)
Демонстрация бодзюцу Такамацу (слева) и Ивами (справа) на церемонии открытия организации сёбукёку весной 1919 года на съезде на горе Унэби в Нара
|
Коба (Киба) Косиро
Киба Косиро стал 4 главой Сёбу Кёку после Мацубара. Он был большим энтузиастом Будо и Кукисин-рю. Он внес некоторые исправления и установил стандартные ката организации Сёбу Кёку («Сёбу Кёку сэйтэй ката»). Также он издал книгу «Японские методы самообороны: Бодзюцу» в 1937 году, сделав Кукисиндэн-рю более известным (сейчас эту книгу можно приобрести под названием «Кукисиндэн рю будзюцу: бодзюцу, ханбодзюцу, тати»). Киба учился у Такамацу не только тайдзюцу и бодзюцу, но и другим разделам боевых техник, таких как тэппан, кодати, дзюттэ, ханбо и др. У него были планы опубликовать также объемную книгу по тайдзюцу, но они так и остались не реализованы, однако осталась его небольшая брошюра «16 базовых ката тайдзюцу организации Сёбу Кёку».
Киба Косиро (крайний справа) на сьезде организации
Сёбу Кёку в 1937 году (фото сделано перед входом в Бутокудэн).
|
上野貴 Уэно Такаси (1899-1976)
Хацуми Масааки был старшим учеником Уэно в начале 50-х годов. Уэно Такаси и был тем человеком, который познакомил его с Такамацу-сэнсэем. Будучи, по слухам, племянником Такамацу, Уэно Такаси получил от него боевое имя «Тёсуй» («Чистый поток») - имя, предварительно используемое самим Такамацу. Он являлся сокэ Хонтай Кидзин Тёсуй-рю Кукисиндэн дакэнтайдзюцу и, по его собственным заявлениям, также был удостоен звания сокэ в Гёкусин рю нинпо, Кото-рю копподзюцу (кстати, в отличие от Кото-рю Будзинкан, в Уэно-ха Кото-рю не используется тэппан-сюрикэн), Такаги Ёсин рю дзютайдзюцу, Бокудэн-рю и др.
|
Рисунок из вручную проиллюстрированного
учебника бодзюцу, принадлежащего кисти Уэно Тёсуй
|
Масао Кобаяси
Получил от Такамацу звание мэнкё кайдэн в Кидзин Тёсуй-рю. В настоящее время о нем больше ничего не известно.
Сигэми Каминага
Получил от Такамацу звание мэнкё кайдэн в Синто Тэнсин-рю. В настоящее время о нем больше ничего не известно.
Такэути Кикакусай
В настоящее время о нем ничего не известно.
Тацута Ясутиро
В настоящее время о нем ничего не известно.
Нобуёси Такэути
В настоящее время о нем ничего не известно.
Судзуки Касуми
В настоящее время о нем больше ничего не известно, но есть пару его фото из журнала «Санмяку», где он запечатлен вместе с Хацуми и Такамацу:
Судзуки Касуми на заднем плане фотографий, сделанных в одно и то же время в кафе, принадлежащем Такамацу Тосицугу. На левом фото – Хацуми, Судзуки, Такамацу; на правом – Такамацу, Судзуки, Фукумото.
|
Подведем краткий итог. Из вышесказанного становится ясно, что все обвинения Такамацу в том, что он, якобы, «подтасовывал» линии передач школ и преподавал нечто под названием «ниндзюцу» ради славы и денег – полнейшая чушь, поскольку он не обучал ниндзюцу никого, кроме Хацуми и Фукумото (и возможно, Уэно). Где же логика в подобной клевете? Корни этих незаслуженных упреков в адрес Такамацу мы находим лишь в первом (!) издании «Будзюцу рюха дайдзитэн» (1968 год), с одним из авторов которой, Вататани Юки, сэнсэй Такамацу, мягко говоря, не совсем ладил. Но уже во втором издании той же книги (1978 год) о Такамацу написано совсем иначе… Если интересно – сравните (полные тексты см. в книге «От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу»).
А мне остается не ясным только одно: зачем понадобилось некоторым нашим исследователям ниндзюцу незаслуженно обливать грязью имя Такамацу Тосицугу? Ведь факты говорят нам лишь об одном: открыто Такамацу-сэнсэй преподавал только Кукисиндэн-рю бодзюцу и Такаги Ёсин-рю дзюдзюцу. Даже на его визитной карточке было написано, что он - «инструктор бодзюцу»…
…И если бы Такамацу стремился прославиться, как «ниндзя» (как, например, это делал Фудзита Сэйко), то и его додзё, и то, чему он там учил, носило бы явный отпечаток этого желания. Однако, мы знаем, что не только его старые ученики, но даже многие ближайшие друзья узнали о том, что он был ниндзя, только после его смерти…
|
Другие публикации
- Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
- Секреты Будзинкан - шаг за шагом
- Ниндзя - кто они?
- Последние ниндзя
- Учебный план наёмных убийц
- Прыжок в сверхъестественное
- Мои впечатления от Украины
- Синкэн - живой клинок
- Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
- Краткая история ниндзюцу
Вернуться на страницу просмотра списка публикаций
|
|
Поиск
Cобытия, Новости
Будущие семинары
Прошедшие семинары
27-29 апреля 2018 г. , Тема: "От кихон хаппо к иккэн хассо: Синдэн Фудо рю тэн-но ката". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев
24-25 марта 2018г., Тема: Гэндай Госиндзюцу - современная самозащита. Сихан Мирошкин Павел , Место проведения: г. Минск (Беларусь)
3 марта 2018г. з 13:00 по 15:00, Тема: Вебинар-9. Важные аспекты ниндзюцу – самозащита и выживание., Место проведения: Интернет
9-11 февраля 2018 г. , Тема: Семинар "Такаги Ёсин рю Сёдэн-гата омотэ и ура". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев
12-14 января 2018г., Тема: Танто дзюцу. Маврин А.Л. (10-й дан), Место проведения: г. Брест (Беларусь)
все семинары
|
Вход для зарегистрированных посетителей
Почтовая рассылка
Реклама
|