Дэнсё |
|
|
女忍法 Куноити нинпо: женщины и ниндзюцу
1. Кто такие куноити?
Общее название (1) методов использования женщин в ниндзюцу, а также (2) использование методов ниндзюцу женщинами носит имя 女の術 « куноити-но дзюцу». Общеизвестно, что в первом случае, чаще всего (но не всегда) использовались наёмницы из числа проституток, гейш, певичек или даже дам из аристократической прослойки общества (т.н. карима-куноити) [1], во втором действовали прошедшие специальную подготовку профессионалки из семей ниндзя (симма-куноити).
Что означают дословно термины «карима» и «симма»?
Сочетание иероглифов借り間 «карима» в современном японском языке буквально означает «арендованная» или «снятая в наём комната». Однако иероглиф «ма» ( 間 - в другом прочтении звучит как «кан»), помимо значений (1) «комната» и (2) «удача», имеет и третье значение: «узкий промежуток», «просвет».
Ещё Сонси (кит. Сунь цзы) использовал его для обозначения понятия «шпион» в своей легендарной книге «О ведении войны» (в китайском эквиваленте читаемом как «чень»). Этот иероглиф состоит из двух частей 門 «мон» - «ворота» и 日 «нити» - «солнце». Другими словами, шпион должен просачиваться в самую маленькую щель, подобно тому, как солнечный луч проникает через малейшую щель между створками ворот – неудержимо и, в то же время, незаметно. Важно также отметить это «между», так как часто работа лазутчика (или лазутчицы) заключалась в том, чтобы посеять смуту и вражду между начальником и подчиненными или двумя коллегами на службе у одного даймё. Иероглиф 間 «кан» используется в таких словах как 間者 «кандзя» - «шпион», «лазутчик», 間諜 «кантё» - «агент разведки», «шпион» или 間諜術 «искусство шпионажа».
Следовательно, 借り間女карима-куноити (или, иначе, 借り間の女 «карима-но онна») указывает на три важных аспекта: привлечение кого-то со стороны (первая часть слова - «кари» 借り- буквально означает «аренда», «найм за деньги», «взятие в долг»), цель (間 «кан» от 間諜 «кантё» - «шпионаж») и женский пол агента (女 «онна» – «женщина»).
« Симма-куноити» пишется как 親間女. Первый иероглиф в этом слове (親 « син») означает « родственники» [2], используясь в таких словах как肉親 никусин – « кровное родство», 親戚 синсэки – « родня» и др. Значения двух других иероглифов читателям ясны из анализа предыдущего термина – « шпионаж» и « женщина». Иными словами, « симма-куноити» - это « кровная родственница, используемая в качестве шпионки».
Теперь давайте рассмотрим собственно термин «куноити» и попытаемся понять, какой смысл вкладывали ниндзя в это слово, а также то, в чём заключается главное отличие куноити нинпо от традиционых методов ниндзя-мужчин.
Встречается несколько вариантов написания слова «куноити» японскими иероглифами и знаками азбук катакана и хирагана:
Первое, и наиболее распространённое из них – это иероглиф 女 «онна» (букв. озн. «женщина»), прочитанный в порядке написания черт этого иероглифа:
1. КУ (первая черта) - く 2. НО (вторая черта) - ノ 3. ИТИ (третья черта) - 一. Иногда слово « куноити» так и пишут, используя азбуку катакана и иероглиф «1»: くノ一, иногда переставляют порядок черт, получая слово « итиноку» 一ノく. (В « Бансэнсюкай» использовано другое сочетание иероглифов для написания слова « куноити» 久ノ一). Из этого можно сделать довольно простой и логичный вывод, что ниндзя подобным образом просто… зашифровали слово «женщина», и не более. Но, как читатель убедится ниже, это не совсем так.
Когда слово «куноити» записывается иероглифами-числами как 九ノ一 (или九の 一), это слово начинает нести в себе другое значение, прямо указывая на главное оружие женщин-ниндзя – их пол. Буквально иероглифы 九ノ一означают «девять и одно». Под «девятью и одним» в данном случае ниндзя подразумевали… отверстия на теле человека. Как известно, у мужчин их девять, у женщин – десять. Таким образом слово куноити также означает «девять [таких же] и одно [отличающееся отверстие]».
Также «куноити» пишется и еще одной комбинацией иероглифов - 九能一, что в переводе означает «девять талантов [в] одном [человеке]». Как известно, девятка в японской эзотерической традиции (и традиции ниндзя в том числе) считалась счастливым числом, приносящим удачу, неминуемую победу. Следовательно, куноити – это исключительно удачное стечение способностей и талантов в одном человеке (женского пола), приносящее победу тем, на чьей стороне действует данная личность. Под «девятью талантами» принято считать традиционные ниндзя хатимон 忍者八門 (восемь «обязательных» умений (или «врат») ниндзя: 気合киай, 体術тайдзюцу, 剣法 кэнпо, 槍術 содзюцу, 手裏剣術 сюрикэндзюцу, 火術 кадзюцу, 遊芸 югэй и 口門 кумон (или 気宇門 киумон)) и девятые, почти исключительно женские «врата» - т.н. 魅力術 мирёкудзюцу, «искусство быть привлекательной [для мужчин]» или «искусство обольщения». Подробнее остановимся на последнем искусстве, очень редко освещаемом в литературе по ниндзюцу.
2. Мирёкудзюцу – искусство обольщения
В хорошо охраняемый замок, куда ни днём, ни ночью не мог пробраться самый ловкий и подготовленный воин-тень, легко могла войти обольстительная женщина.
Всемирная история знает много случаев, когда каменное сердце воина вмиг таяло перед симпатичным личиком, мимолётной улыбкой, брошенным украдкой томным взглядом, лёгким кивком головы или «случайным» прикосновением руки коварной обольстительницы. Ниндзя не могли пройти мимо эту особенности мужской психологии и… внесли технику обольщения в свой и без того не малый арсенал.
Мирёкудзюцу ниндзя придавали особое значение, обучая ему, кстати, не только женщин, но и, зачастую, привлекательных юношей (ни для кого не секрет, каким буйным цветом в среде воинов и аристократов средневековой Японии цвела однополая любовь).
Вот несколько выдержек из книги нашего сокэ Хацуми Масааки «Хидэн Тогакурэ рю нинпо» по этому поводу: «…Когда мужчины подвергались атаке куноити, использующей мирёкудзюцу, большинство мужчин теряли голову. Это – один из главных секретов куноити нинпо…
…Женщины всегда могут использовать свой пол как инструмент. Куноити использовали его в качестве главного секретного оружия. Они использовали свою женственность, чтобы ослепить врагов-мужчин, сокрушить цудзу[3] противника и использовать свои уникальные способности, чтобы смешать иллюзию и реальность ( кёдзицу тэнкан хо虚実転換法) в сознании врага…
…Есть т.н. ёндзюхати манко но дзюцу («методов, идущих от самого сердца»). «Сорок восемь» ( ёндзюхати) означает практически всё, от хорошего меча ( мэйто) до любого хорошего инструмента ( мэйки); это слово из разговорного языка. Однако ниндзя использовали любое оружие, даже плохие и тупые мечи, подобно Кобо Дайси[4], который не заботился о том, какой кистью он будет писать…
…Куноити также превосходно владели техникой земли (секс). Они знали множество способов сексуального наслаждения и по своим познаниям превосходили большинство современных массажисток…
…Куноити не может быть истерична или слишком эмоциональна. Она должна обладать сильной кагэрики (скрытой мощью.) Но кагэ («тень», «в тени», «скрытое») также означает «кагэ» (букв. «то, что прикрыто одеждой»)».
Традиционно мирёкудзюцу, помимо умения красиво одеваться, поддерживать беседу, пользоваться косметикой и т.д. включало в себя и т.н. «методы соблазнения» (色法сики хо), на которых хотелось бы остановится чуть подробнее.
Косёку хо 好色法 (букв. «методы проявлять чувственность и возбуждать сладострастие»). Это, так сказать, «первый шаг», основа, то, с чего необходимо начинать. Для того, чтобы совратить мужчину, для начала рекомендовалось пробудить в нём чувственное влечение (сикидзё 色情), лучше всего, представ перед ним в роли кэйсэй 傾城 (куртизанки) и став привлекательной для «разрабатываемого обьекта».
Известно, что ни одежда, ни косметика, ни черты лица или фигура (хотя всё это, конечно, имело очень важное значение) сами по себе не могут очаровать – очаровывает и соблазняет, прежде всего, женственность и игривость (лёгкость, непринуждёность) поведения.
Как пишет Хацуми Масааки: «Главное для куноити – научиться правильно себя вести. Только это в действительности, важно. Быть кэйсэй 傾城 – значит быть умной, красивой и соблазнительной, но несерьезной женщиной. Важен тот факт, что мужчин привлекает, когда женщина относится к ним игриво. Все кэйсэй были умными и получали всесторонне образование. Если подобная женщина приближалась к группе мужчин и вела себя легко и непринуждённо, все они, даже те, кто обычно не был падок на женщин, оказывались очарованы. Джина Лолобриджида, известная актриса, как-то сказала: «Для женщин важнее выглядеть лучезарно, но вести себя скорее легко, но сдержанно, нежели сухо и умно. Размер вашей груди не важен. Сексуальны вы или нет – это зависит скорее от характера и поведения, чем от внешности».
После того, как объект попадался в расставленные сети, подразумевалось, что куноити может развить свой успех одним из трёх способов. Первый, наиболее простой и «грубый» способ, называется сюсёку хо 酒色法или «умение обольстить пьяного». Как гласит пословица, «что у трезвого на уме, у пьяного на языке» и женщина-ниндзя, владевшая специальным искусством поддерживать разговоры на любую тему (姥口術убагутидзюцу – букв. «искусство болтать, как старуха», «искусство сплетничать»), добивалась своего быстро и без особых проблем. Иногда, для усиления эффекта, могли, конечно, использоваться и наркотические «добавки» в питьё или еду, чтобы на утро болтун даже не вспомнил не только того, что именно он говорил, но и ту красотку, какой он всё это рассказывал. В случае, необходимости, также мог быть использован и смертельный яд.
Второй способ, сравнительно более длительный по времени, называется инъёку 淫慾, (букв. переводимый как « вожделение»). В основе этого метода – воздействие на физические чувства мужчины: зрение, слух, обоняние и т.д. Его суть в том, что мужчина очень хочет коварную куноити физически и ничего не может с этим поделать, сгорая от плотского вожделения. Все его мысли заняты только тем, как овладеть ею в самые короткие сроки и ради этого он готов на всё. Здесь на первый план для обольстительницы выходит умение принимать рекомендованные сексуальные позы, разговаривать и дышать особым образом, а также использовать специальные духи, и даже еду и питьё... Если такому безумцу пообещать подарить ночь любви, он может отдать за это всё что угодно, даже пойти на предательство и измену…
Как пишет Хацуми-сокэ: «Психологические атаки – те, что используют пять чувств. Например, для визуальной атаки женщина может ничего не носить под платьем. Для куноити несложно атаковать мужчину через его чувства.
У большинства мужчин женские формы вызывают трепет вожделения. 好Суки («нравиться») вполне может также означать隙суки (незащищенные точки). Если вам слишком нравится некая женщина и вы слишком её хотите, это может стать слабостью и сделать вас безумным.
Мэрилин Монро, всемирно известная актриса, прекрасно это знала. Поэтому она чувственно надувала губы, невинно строила глазки, разговаривала томным голосом и, как говорят, не носила нижнего белья под обтягивающими платьями, благодаря чему очаровала сотни мужчин, не знавших её, но мгновенно вспыхивавших к ней необузданной страстью, лишь раз увидев и услышав её с киноэкрана. Такое роковое обаяние и было основным оружием куноити».
Наиболее сложным, но и наиболее продуктивным (и долгосрочным) методом получения необходимой информации является способ色女 [男色] 法 ироонна [ дансёку] хо («способ любовницы [ любовника-гея]), основанный на искусстве айдзёдзюцу 愛情術 или, короче, 情術 дзёдзюцу – « искусстве любви». Сложнейшие схемы развития отношений, тактики (!) любовных свиданий, искусство взгляда, искусство правильно и вовремя плакать [5] и радоваться и, конечно, изощрённая техника секса – вот неполный арсенал , использующей данный вид стратегии, основанный на мирёкудзюцу. Существуют десятки старинных трактатов и современных книг по «искусству любви» и технике секса, а также психологии развития отношений между полами. Думается, что пытливый читатель или читательница смогут почерпнуть из них немало полезного для себя и сегодня.
Вот несколько советов Хацуми-сэнсэя о сексе, которые, как он вспоминает, он давал молодым женщинам в разное время:
«Одна миловидная юная леди спросила меня:
- Сэнсэй, у меня такая маленькая грудь – кто же может полюбить меня?
Я ответил:
- Молодые люди и те, кто на самом деле не знает женщин, говорят, что плоская грудь непривлекательна. Не беспокойся. Зрелость для женщин более важна. Если у вас была бы тарелка неумело приготовленной еды, вы бы не стали ее есть. А если хорошую еду подают маленькими порциями, вы будете просить еще и еще. Больше не всегда значит лучше, и не всегда чем больше опыт, тем лучше. Если вам что-то показалось вкусным, - только это и имеет значение. Красивая девушка вроде вас, должна быть более уверена в себе. Тогда я уверен, вы будете еще более красивой и желанной.
Другая девушка сказала:
- У моего парня проблема: когда мы занимаемся любовью, он удовлетворяется слишком быстро.
На что я ответил:
- Эти проблемы – не редкость среди юношей. Не беспокойся, и ему не говори, чтобы его не беспокоить. Я думаю, что вы просто прочли слишком много плохих журналов.
Третья сказала:
- Я слышала, что множество мужчин «страдают от забастовок» - (импотенты).
Я шутливо объяснил:
- Это печально. Мне очень жаль тех, у кого проблемы с «бастующими органами». Есть много мужчин с подобными проблемами – возможно, поэтому и число разводов возросло. У меня был знакомый, который обратился за помощью к врачу, но тот ему не помог, так что он обратился к массажисткам. Те, по его словам были гораздо более профессиональны, чем большинство врачей. Они действительно знали как ему помочь. Похоже, довольно немногие нашли способ исцелиться […].
[…] В старину и мужчины и женщины знали, как доставить друг другу удовольствие. Они были художниками в деле любви. Потому-то они и ценили друг друга очень высоко. Современные женщины должны использовать свои женские качества и быть внимательными к мужчинам, да и тем неплохо бы помнить, как должно обращаться с женщиной.
[…] Я вижу массу публикаций о сексе, и что меня действительно удивляет – так это то, что люди о нем, в действительности, очень многого не знают. Многие люди не знают, что овладеть одной техникой в совершенстве – важнее, чем освоить сорок восемь различных техник. Многие мужчины чувствуют, что, став сильной, женщина перестает быть чувствительной. До самых недавних пор мужчинам больше нравились слабые женщины».
3. Подготовка куноити и их тайная деятельность
Как известно, симма-куноити были профессионалками, которые готовились к своей карьере с самого детства под руководством специального наставника и «надзирателя» - 監督者кантокуся. Существует не так уж много сведений об этом непростом процессе.
Кантокуся стремился создать у подопечной впечатление, что она - его единственная ученица, старался привязать ее к себе, вселив в ее сердце любовь. Это делалось для предотвращения провалов, ведь для куноити тонкая психика, высокая чувствительность и эмоциональность – главное оружие, и она могла действительно влюбиться в того, за кем должна была шпионить. В этом случае кантокуся должен был быстро ее ликвидировать, чтобы не допустить провала агентурной сети…
С.К. Хайес в своей книге «Мистическое искусство ниндзя: гипнотизм, невидимость, оружие» рассказывает о специальной школе по подготовке куноити. Ее организовала Мотидзуки Тиёмэ, вдова Мотидзуки Моритоки, вассала Такэда Сингэн, павшего в одном из сражений с армией Уэсуги при Каванакадзима в 1561 году. Поскольку род Мотидзуки издревле контролировал деятельность 山伏 ямабуси и 覡 мико (женщин-медиумов, исполнявших обязанности прорицательниц при синтоистских храмах, а также прислужниц при храмовых церемониях) на территории провинции Синано (сейчас Сигата), князю Такэда пришла в голову идея, согласно которой Тиомэ Мотидзуки должна была подготовить группу хорошо обученных мико, которые наряду с обычными задачами шпионажа, наблюдения или выполнения поручений в местности Кай (теперь Яманаси), где находились владения Такэда, могли быть использованы и в провинции Синано (ныне Сигата). В стратегическом отношении эта провинция была особенно важна, так как и Такэда Сингэн, и его соперник Уэсуги Кэнсин рассматривали ее как важную цель в своих будущих завоеваниях. Во время своего правления Такэда придавал большое значение службе своих лазутчиков ниндзя. Он вербовал их как из своих собственных подданных, так и из рядов своих противников. Куноити были всего лишь еще одним звеном в его цепи информаторов. Они оказывали ему услуги при сборе информации или перепроверке сведений других агентов. Юные служительницы храмов могли без труда разъезжать по стране и вступать в контакт с местными агентами, не вызывая подозрений. Таким образом, они позволяли увеличивать власть и осведомленность рода Такэда.
Такэда Сингэн
(изображение со старинной гравюры)
Тиёмэ принялась за дело и решила создать настоящий центр по подготовке куноити в деревне Нацу (Тиса-Гун в провинции Синдзу, современная область Нагано).
Поскольку мико не могли выходить замуж и им не разрешалось иметь детей, требовались молодые невинные девушки или совсем маленькие девочки. Поэтому Тиёмэ стала отбирать подходящих ей кандидаток из бесчисленных беспризорных детей и покупать новорожденных девочек у разорившихся крестьянских семей. В лице наставницы девочки обретали мать, заботливую, добрую, но, вместе с тем, строгую учительницу. А в глазах местных жителей Тиёмэ выглядела просто милой доброй женщиной, которая обогрела теплом своего сердца десятки несчастных сироток.
На первых порах девочки постигали все тонкости профессии мико. Но параллельно с этим наставница прививала им чувство преданности, привязывала к себе, постоянно напоминая, что именно она спасла их от голодной смерти, заменила мать, дала кров и тепло очага. Бедным девушкам, фактически изолированным от мира, ничего не оставалось, как уверовать, что их долг и возможность достижения счастья в жизни заключаются в том, чтобы беспрекословно подчиняться приказаниям Тиёмэ и хранить верность организации и сестрам-мико.
На следующем этапе будущие куноити осваивали шпионские навыки добывания и передачи секретной информации, распространения слухов и физического устранения врагов. В результате суровой многолетней тренировки бедные сиротки превращались в смертоносных куноити, перед женскими чарами которых не мог устоять ни один мужчина. Основным в их подготовке было умение манипулировать мужчинами, использовать их слабости в свою пользу. Глубокое знание психологии, актерский талант, тонкая интуиция - вот главное оружие женщины-ниндзя. Конечно, это совсем не означает, что куноити не могла использовать приемы физического воздействия – но о них и их специфике мы поговорим чуть позже.
Такие хорошо обученные женщины-агенты были способны добывать важную информацию из обеих вожделенных провинций. Кроме того, Тиомэ советовала своим подопечным подробнейшим образом выспрашивать путешественников, которые пересекали соответствующие территории, что давало ей возможность всегда быть в состоянии воссоздать точную картину политической и военной ситуации для Такэда Сингэн. Для того чтобы сохранить в тайне деятельность сети куноити, роль Тиомэ Мотидзуки оставалась известной только самому военачальнику — этой тайной он никогда не делился ни с одним из человеком даже из своего ближайшего окружения.
Кроме описанного образа мико, женщины- ниндзя из других кланов, наверняка изучали и классические методы синоби хэнсодзюцу ( см. раздел на сайте). После соответствующей подготовки они могли с успехом примерить на себя личины, соотвествующие задаче, которая была поставлена перед ними. Могли изобразить из себя странствующую богатую даму, беременную крестьянку или монахиню, собирающую подаяние; могли присоединиться к труппе бродячих актёров или акробатов; могли изобразить помешавшуюся, больную или убитую горем вдову… Благодаря специальному гриму и прекрасному знанию психологии мужчин, куноити могла изобразить из себя и юного самурая – тем более, что юноши 14-16 лет уже с успехом служили своим кланам…
Подслушивая, подсматривая, собирая сплетни или распространяя слухи, втираясь в доверие, соблазняя или разговорив пьяного, женщины-ниндзя с большим успехом действовали на территории всей Японии на благо своих кланов и их нанимателей…
Именно благодаря тому, что женщина-ниндзя могла использовать очень многое из того, что было доступно и ниндзя-мужчинам, в «Бансэнсюкай» куноити-но дзюцу посвящено лишь три страницы из десяти томов: автор энциклопедии справедливо посчитал, что хитрым и умным мастерицам тайных дел или их наставникам не будет так уж сложно интерпретировать описаные в десяти томах методы и уловки под себя и свой пол.
Кроме того, нужно помнить, что «Бансэнсюкай», не учебник, а справочник или, точнее, собрание рекомендаций, полезных советов, нужных рецептов и инструментов; методы тренировки или подготовки к чему бы то ни было в нём отсутствуют.
Три страницы из «Бансэнсюкай» (том «Ёнин»), посвященных куноити-но дзюцу:
Как читатели могут видеть, автор легендарной энциклопедии ниндзя Фудзибаяси Нагато использует для написания этого термина два варианта: 久ノ一и くノ一. Интересно, что иероглиф «久» обозначает «долгий» (чаще всего используется в словах, имеющих отношение ко времени). Так что еще одним вариантом понятия куноити может быть «долго [пребывающая в] одиночестве» или, в переносном смысле, «одинокая» (докусин). На страницах 2-3 описание какурэмоно-но дзюцу (написано как 隠蓑ノ術) – «искусство плаща-невидимки».
Единственной, так сказать, «чисто женской» уловкой, описанной в «Бансэнсюкай», является т.н. искусство «Плаща-невидимки» - 隠蓑の術какурэмоно-но дзюцу. В чём заключался этот метод?
Задайте себе вопрос: что в первую очередь сделает состоятельная дама, переезжающая на время в дом к мужчине – ведь она должна всегда выглядеть прекрасно: ухоженной, красиво одетой, правильно накрашенной… Конечно, велит доставить на выделенную ей часть дома её вещи – платья, косметику и т.п. «женские штучки». Поскольку дама состоятельная, то и вещей у неё должно быть соответственное количество, помещающееся в совсем не маленьком (а то и не одном) сундуке… Такой сундук в состоянии нести лишь два человека, подвесив его на деревянный брус и взвалив на плечи.
Кто станет обыскивать личные вещи, тем более женские, тем более, если женщина – фаворитка (любовница, невеста) господина? Естественно, никто. А зря.
Ведь именно этот сундук и становился «плащом-невидимкой» (японский аналог шапки-невидимки из русских народных сказок) для ниндзя-мужчины субтильного телосложения весом не более 40-45 кг! Он прятался на самом дне сундука под платьями и другими вещами и спокойно дожидался ночи, чтобы затем невидимо свершить свои тёмные дела в том доме или замке, куда его с превеликой осторожностью проносили прямо перед носом у бдительной охраны и затем раствориться в предрассветной дымке…
Какурэмоно-но дзюцу
4. Куноити и боевые искусства
Красота – красотой, прелести – прелестями, а тренировок в изощрённых методах боя с оружием и без (синоби будзюцу) в кланах ниндзя – по причине принадлежности к слабому полу – никто не отменял. Девочки и юные девушки тренировались наравне с мальчиками и юношами, в равной степени постигая науку ласки и нежности и науку боли и смерти.
Конечно, ниндзя не были настолько глупы, чтобы наивно полагать, что хрупкая девушка сможет потягаться силой в бою с крепким подготовленным воином. Силовые тренировки делают женщину мужеподобной, а суровая закалка ударных зон уродует руки и ноги. Долгая практика с тяжёлым оружием натирает мозоли на ладонях, а после учебных схваток неминуемо остаются синяки и ссадины, особенно на чувствительном женском теле. Поэтому ставка в женской подготовке к смертельно опасной схватке делалась на иное. Прежде всего и больше всего внимания уделялось утонченным аспектам ближнего боя (тайдзюцу) и использованию скрытых, сюрпризных и малых видов оружия (хибуки, сикомибуки и кобуки). Тактику нападения из засады, методы снятия часовых или приёмы партизанской войны, пригодные для мужчин-ниндзя, при подготовке женщин заменяли приемами манипуляции и тренировкой интуиции в связи с их бóльшими способностями в области практической психологии при встрече с противником-мужчиной. Специальное оружие, изворотливость и гибкость, ловкость и скорость движений, точность и хитрость…
Ну и, конечно, женское коварство – вот качества, весьма подходящие для куноити, вступающей в бескомпромисный поединок с врагом или защищающей свою честь или жизнь.
Первое, с чего начинается подготовка юной куноити к схватке с врагом – как в древние времена, так и сейчас – это искусство тайхэндзюцу. В отличие от ниндзя-мужчин, женщины должны уделять внимание не столько навыкам бесшумного шага или лазанию по деревьям и отвесным стенам, сколько лёгким прыжкам и перекатам, умению безболезненно падать и мгновенно подниматься на ноги, уворачиваться и уклоняться. Как известно из истории, некоторые стили ниндзюцу использовали в своём арсенале головокружительные акробатические элементы – а мы, на примере спортсменок, занимающихся спортивной гимнастикой, знаем, насколько сложные пируэты и сальто в воздухе способны вытворять совсем еще юные девчонки, благодаря своей пластике, координации и систематическим тренировкам…
Отдельное внимание уделяляется практике движений в чисто женской одежде. Подобно традиционном японским женским кимоно, дзори и гэта (обувь на деревянной подошве) современное длинное вечернее платье и туфли на высоком каблуке накладывают свою специфику на практические действия в подобном наряде: удержание равновесия при выполнении каких-либо технических действий, поднятие и удерживание рукой (руками) или разрывание длинной юбки (что, помимо чисто практической направленности для облегчения перемещений, может также действовать возбуждающе на мужчин, как и внезапное обнажение груди), быстрое снятие обуви и использование её как оружия – всё это исключительно женские методы, которым должно уделяться большое внимание при практической подготовке куноити.
Пример использования зонтика (каса) в технике куноити
(из фильма «Тогакурэ рю нинпо тайдзюцу», 1985 г.)
Куноити, прогуливающаяся с зонтиком, подвергается внезапному нападению со стороны мужчины. Она поворачивает зонтик к атакующему, как бы прикрываясь от него, но на самом деле покрепче перехватывает ручку зонта под самыми спицами подобно копью. Закрывая зонт, куноити с шагом вперёд бьёт нападающего остриём зонта в солнечное сплетение или пах. Вновь раскрывая зонт прямо перед лицом противника, куноити наносит сквозь него удар пальцами в глаза или ладонью в кончик носа нападающего, сбивая его на землю.
Как в древности, так и сейчас, женские техники боя также отличаются от мужских, вернее, используют тот арсенал движений, которые, вызывая сильную боль или смерть, не требуют при этом большой физической силы.Вот что пишет по этому поводу Хацуми Масааки: «Куноити но дзюцу используется в основном женщинами против мужчин. Это требует от неё отличного знания мужской анатомии. Куноити должна не только знать слабые места мужчины, но и то, как при необходимости их атаковать. […]
К основным безоружным способам атаки куноити относятся техники, не требующие никакой физической силы - начиная с когороси (перелом мизинца), оягороси (перелом большого пальца), мэцубуси (ослепление) и хаппакэн (хлопок ладонями по ушам) и до формы, называемой фудо канасибари (воздействие с помощью крика киай)».
Техника куноити из публицистического фильма
«Ниндзюцу Великого мастера Хацуми Масааки» (Япония, 1973 г.).
Вот как её комментирует Хацуми Масааки: «Мужчина внезапно нападает на куноити, которая идёт в одиночестве по горам. Она бежит к ближайшим кустам, пытаясь спрятаться. Мужчина хватает её сзади. Притворившись, что ей больно, она захватывает его за руку, используя какуси (кольцо с шипами), и бросает его с помощью техники гьякутэ нагэ вперёд (вывернув ему запястье) [6], вновь пытается убежать (фото.1-4). Мужчина догнал ее, схватил, повалил и пытается прижать к земле, разведя ее ноги. Куноити расслабилась, притворившись, что сдалась. Она падает, обнажив грудь (фото.5-8). Когда он потянулся к ней руками, куноити находит способ ударить мужчину коленом в пах и применяет хаппакэн но итигэки (удар открытыми ладонями по ушам), заставляя врага откусить себе язык (фото.9-12). Она убегает, оставив поверженного противника лежать на земле. Это одна из наиболее важных техник женской самозащиты».
Тренируясь в стандартных техниках, женщины долны учитывать особенности своей анатомии и телосложения. Большинство техник, которым должны посвятить особое внимание женщины, известны как «подлые», «грязные» и «бесчестные»… Но для женщины, подвергнувшейся нападению заведомо более сильного и физически крупного мужчины, подобные моральные принципы, мягко говоря, ни к чему. Вот несколько простых советов:
- Закалке ударных зон женщины должны предпочесть отращивание и всемерное укрепление ногтей (благо, сейчас существует множество косметических средств для этого), а также способов их применения в бою: такие техники, как сякокэн и босикэн, могут вам в этом помочь;
- Чтобы компенсировать недостаток силы[7], куноити должна научиться поражать уязвимые точки противника – глаза, кожу лица и головы, уши, губы и рот, горло и половые органы противника - впиваясь в них своими пальцами со специально отращенными и укрепленным ногтями, щипая, сжимая, разрывая… используя всю доступную энергию и «ярость тигрицы, защищающей своего тигрёнка» (термин из Гёкко рю);
- Удар двумя ладонями, сложенными лодочкой, по ушам (хаппакэн) – еще один верный способ на время «отключить» атакующего – хрупким женщинам напомню, что этот приём стоит на вооружении спецназа всех стран мира;
- Также необходимо использовать удары ногами и коленями в пах, колено или подьём стопы противника – со всей возможной силой и точностью, используя каблуки и острые носки туфель и сапог;
- В очень тесном контакте также весьма эффективны также удары локтями и головой – особенно, если удар направлен в правильную область поражения – глаз, висок, нос, горло, солнечное сплетение, рёбра или пах – и снова побольше ярости в глазах, визга в ушах противника и холодной жестокости в сердце.
Пример использования гэта (деревянных сандалий)
и мэцубуси (ослепляющего порошка) в технике куноити
(из фильма «Тогакурэ рю нинпо тайдзюцу», 1985 г.)
Куноити, быстро сняв обувь, использует её как импровизированное оружие для нейтрализации противника: она наносит удары каблуками по запястьям атакующего, не давая ему защититься; затем бьёт его по вискам, ушам или глазам и, резко приседая, по подьёмам обеих стоп. Развивая атаку, куноити с силой бьёт/толкает противника в грудь, сбивая на землю и бросает свою обувь ему в лицо, не давая подняться. Получив секундную передышку, куноити достаёт из тамото (карман в рукаве) ослепляющий порошок и бросает его в глаза противнику, ослепляя его и получая возможность для бегства.
Несколько слов о том, какое оружие традиционно использовалось женщинами в Японии, и чему стоит уделить внимание сегодня.
Как известно, не только ниндзя готовили своих женщин к схватке с врагами. Многие японские женщины из самурайских родов наряду с мужчинами практиковались в боевых искусствах, чтобы, в случае необходимости иметь возможность защитить себя, своих детей или свой дом от незванных гостей в отсутствие мужа. Женщины с успехом осваивали кэндзюцу, нагинатадзюцу, тантодзюцу, кусаригама и сюрикэн, стреляли из лука (кюдзюцу) и ездили на лошади (бадзюцу).
Кайкэн (из коллекции автора)
Даже мало знакомые с «классическими» дисциплинами будзюцу, жены и дочери воинов изучали использование специальных кинжалов, постоянно носимых с собой для самозащиты или самоубийства (в случае, если самозащита оказалась неэффективной и женщина была изнасилована) путём перерезания яремной вены на шее (чтобы не допустить позора для семьи). Женщины с собой носили, как правило, 懐剣кайкэн или небольшой айгути. Кайкэн обычно помещали в футокоро 懐 (или, иначе, кай) - особую складку, которая на кимоно являлась подобием «пазухи». Иногда кинжал поменьше помещали в тамото 袂 (скроенная особым образом широкая часть рукава кимоно, используемая как карман, в который можно что-то положить со стороны разреза, имеющегося в подмышке 着物). Комплекс приёмов, специфических для кайкэн, иногда так и назывался - кайкэндзюцу.
Кайкэн, доставаемый из футокоро
Кайкэн, доставаемый из тамото
В средневековой Японии существовал очень интересный обычай, связанный с кинжалом. Молодая девушка самурайского сословия, выходя замуж, как часть приданого приносила в дом мужа особый кинжал-амулет, который назывался омаморито 御守刀 (те, кто хотя бы раз побывал в Японии и посетил там какой-либо синтоистский храм, знают значение слова омамори: первый иероглиф 御имеет значение «управлять», но в сочетаниях является префиксом или суффиксом, указывающим на принадлежность к синтоистскому культу, а второй иероглиф означает 守 «защищать, охранять, наблюдать, нянчить»; вместе они дают слово «амулет» или «оберег»). Так вот этот «оберёг» имел только одно назначение – оскорблённая в лучших чувствах женщина-самурай имела законное право исользовать его… вместо развода! Вот такая традиция…
Старинный омаморито (фото из книги S. Mol «Classical Weaponry of Japan»).
И еще... Девушкам на заметку. Слово футокорогатана, которое записывается теми же иероглифами, что и кайкэн - в современном японском языке означает «тайный союзник», «последняя надежда», «последняя опора»...
Из хорошо известных и существующих до сих пор школ корю будзюцу, как минимум две имеют специальные тренировочные комплексы для обучения женщин владению танто: это Тэндорю 天堵流 и Дзикисинкагэ рю 直真影流. Причём последняя имеет специальные женские ката с ножом…
Технический приём из Дзикисинкагэ рю нагинатадзюцу: семэтэ (проводящая приём), после того, как её нагината была выбита у неё из рук, левой рукой останавливает локоть вооружёной руки укэтэ (атакующей) и, выхватывая свой танто, приканчивает её молниеносным ударом в точку суйгэцу (солнечное сплетение). (фото из книги S. Mol «Classical Weaponry of Japan»).
Традиция практиковать боевые искусства женщинами в Японии жива и сегодня. Существуют женщины-сэнсэи высоких рангов и даже женщины-сокэ в различных корю будзюцу и современных системах, таких как иайдо, кэндо, кюдо, айкидо и дзюдо. А нагинатадо (фехтование на японских алебардах) вообще считается чисто женским видом соревновательного спорта (подобного кэндо).
Танака Мидори, дочь известного мастера нескольких стилей корю будзюцу Танака Фумон, которой он передал звание сокэ в Хонмон Энсинрю, демонстрирует начало техники иай ката кэнсакэн («удар грома») с длинным мечом (дайто), сидя на лошади. (фото из книги Tanaka Fumon «Samurai Fighting Arts: The Spirit and the Practice»)
Не отставали (а часто превосходили) в мастерстве владения различным оружием от самурайских женщин и женщины- ниндзя. Наряду с традиционными для синоби будзюцу видами оружия – такими как меч, шест или сюрикэн - женщины при тренировках уделяли в древности и должны уделять сегодня большое внимание работе оружием из малого и тайного арсенала ниндзя, такому, как уже упоминавшиеся короткие ножи и кинжалы ( кайкэн), шипастые кольца ( какуси) или кастеты ( какутэ), когти на кончики пальцев (заменяющие крепкие ногти: « нэкодэ», букв. «кошачья лапа») и др. Исторически куноити нередко использовали в качестве оружия металлические, костяные или деревянные декоративные заостренные заколки ( кансаси), украшавшие прическу или палочки для еды ( хаси), а также сексуальные игрушки [8], письменные и курительные принадлежности или музыкальные инструменты, которые скрывали в себе бритвенно острый клинок и при необходимости мгновенно превращались в смертоносное оружие (о хибуки и сикомибуки на нашем сайте будет отдельная статья). Также весьма любимым оружием были иглы разного «калибра».
Заколки кансаси, превращавшиеся в руках куноити в смертоносное оружие
Специально натренированная куноити должна уметь мгновенно всадить иголку в какую-нибудь уязвимую точку человеческого тела (учите топографию кюсё, девушки!) и умертвить жертву. В древности куноити также умели и плеваться иголками из миниатюрной бумажной трубочки, попадая противнику в глаз и ослепляя его. Такой способ в традиции ниндзюцу известен как «фукумибари» - «иглы, выдуваемые [изо рта]». Хацуми Масааки также описывает использование рыболовного крючка и лёски против половых органов врага. Такая техника известна как намасудзури: «Куноити используют оружие с рыболовным крюком, которым мужчину цепляют за пах, после чего веревкой опутывают его ногу, так что если он пошевелится, то сам себя поранит очень нехорошим способом».
Сегодня в сумочке большинства женщин также можно обнаружить множество полезных для самозащиты и не менее смертоносных в умелых руках предметов: пилочки для ногтей, маникюрные ножницы и перочинные ножики, длинные ключи и дезодоранты с пульвелизатором, зажигалки и ручки. Важно не только знать о том, что их можно использовать как оружие, нужно еще и уметь им пользоваться, а главное – психологически подготовиться к тому, что вам придётся нанести, быть может «травмы, не совместимые с жизнью» напавшему на вас…
Надо сказать, что подобная готовность – едва ли не самое главное: психологическая подготовка женщин и девушек к бою, в основном, сводится к готовности без малейшего колебания пускать в дело весь доступный арсенал – как техники, так и оружия. Инструкторам нужно помнить, что как в средневековой Японии, так и в современном мире мальчиков с детства учат быть сильными, жёсткими, «настоящими мужчинами», умеющими отстаивать свою честь не только при помощи логических доводов, но и, если это необходимо, при помощи кулаков – так старшие готовят их к роли защитников родины и семьи, отцов и мужей-добытчиков. С девочками всё наоборот: их учат быть покладистыми, ласковыми, «тихими», приучая к мысли о том, что для них уготована роль жены и матери, и им недопустимо драться по какому-либо поводу... При этом обычно говорится, что свою честь они долны блюсти «всеми доступными средствами», о самих «средствах» не давая ни малейшего понятия или давая очень расплывчатые рекомендации.
Окончание техника куноити тэнгуто («поверженный тэнгу»)
Эта связанная с культурными традициями и биологическим предрасположением установка часто находится в резком противоречии с абсолютной необходимостью защиты при непосредственной угрозе.
Женщине, к сожалению, требуется слишком много времени, чтобы понять, что посягательство на её жизнь является не просто игрой и что требуется эффективная и незамедлительная защита. Если, наконец, в её сознание проникает мысль: «Это серьезно, и я должна что-то сделать!» - во многих случаях бывает уже слишком поздно…
Психологические установки в традиции Тогакурэрю ниндзюцу учат женщину тому, что опасный агрессор или насильник не может больше считаться членом человеческого общества. Рекомендуется считать их нелюдями, злобными монстрами или бешеными псами, которых нужно уничтожать всеми имеющимися в распоряжении средствами и чем быстрее, тем лучше. Своим нечеловеческим поведением они сами уничтожили свое право считаться людьми. Как однажды написал С. К. Хайес: «Подобно тому, как тело способно производить как здоровые, так и болезненные раковые клетки, которые, если им не воспрепятствовать, могут разрушить весь организм, так и общество тоже может порождать здоровых членов и болезненно агрессивных, стремящихся к бессмысленному разрушению индивидуумов. Все люди должны оцениваться по их внугренним ценностям, и с ними соответственно следует обращаться. Каждый, кто является достаточно ценным, имеет право вести счастливую, здоровую, целенаправленную жизнь, и должен осознавать опасное для жизни достойных внимания членов человеческого общества безумие каждого, кто является убийцей или бессовестным преступником. Такие циничные типы и сами не лучше, чем разрушительные силы, представителями которых они являются».
Куноити
(рисунок Хацуми Масааки)
В конце этого краткого обзора куноити-но дзюцу я хотел бы дать короткий совет всем девушкам и женщинам, решившим овладеть древним таинственным искусством ниндзя: чтобы стать настоящими куноити, вы должны ценить себя, работать над собой, совершенствоваться духовно и физически. Примите к сведению пожелание нашего сокэ: «Я бы пожелал всем женщинам - юным леди, зрелым и пожилым дамам быть «бесценными женщинами», т.е. «совершенствами». Если вы сможете честно сказать: «Я бесценная женщина», то сможете прожить, как прекрасные дамы древности».
А мужчинам… Мужчинам будет полезен другой совет от Хацуми-сэнсэя: «Ниндзя должен быть способен распознать приемы куноити, поскольку он никогда не должен терять себя из-за женщины. Чтобы вы ни делали, не теряйте себя. Вы не должны быть невнимательны – даже если противник кажется слабым. Такая стратегия действует лучше всего при столкновении с коварством куноити нинпо».
© Момот В.В., 2008 г.
[1]Деление на карима-куноити и симма-куноити достаточно условно и появилось, скорее всего, уже в конце ХХ века, в среде западных исследователей методов средневековых ниндзя, так как ни в одном из известных мне трактатов ( Бансэнсюкай, Сёнинки) или книгах о ниндзюцу (таких авторитетных японских авторов как Окусэ, Гингэцу, Фудзита или Хацуми, а также трёх первых западных авторов, написавших о ниндзя - Э. Эдамса, Р. Смита и Д. Дрэйгера) этих терминов вы не встретите. Во всяком случае, проверив более чем 100 книг по искусству ниндзя, имеющихся у меня, я встретил такое деление только в книге С.К. Хайеса « Ниндзя и их секретное боевое искусство» (1977 г. издания), а также в книгах, явно «позаимствовавших» эту информацию из этого источника. У русскоязычных авторов вы впервые можете встретить эти термины в книге Г. Тая « Ниндзюцу – искусство ночных демонов» (источник – книга Хайеса – указан в конце книги). Кроме того, вы также можете встретить данные термины в гораздо более поздних статьях о ниндзя в журналах «Додзё» (№1) и «Япония» (№2, 2003), принадлежащих перу А. Горбылёва (в конце его статей нет никаких ссылок на использованную при их написании литературу… так что, скорее всего, этот «авторитетный» источник - Г. Тай). Иными словами, авторство данного терминологического разделения, скорее всего, принадлежит именно Хайесу или его жене, Румико. Видимо, он использовал современные японские слова, наиболее подходящие для обозначения двух больших и весьма отличающихся друг от друга разделов «женского» ниндзюцу, или взял их из неизвестного мне источника (возможно, кудэн от Хацуми). Такое деление мне кажется весьма логичным в свете лучшего понимания описываемого искусства куноити и я посчитал необходимым предоставить мой вариант написания этих терминов с пояснением, почему они пишутся именно так и не иначе.
[2] В другом прочтении этот иероглиф звучит как 親 « ойя» и обозначает понятие « родители».
[3] Здесь Хацуми-сэнсэй использует иероглиф 慎 « цуцуси» от « цуцусими» - «осмотрительность», «благоразумие», «воздержанность», «умеренность» и иероглиф 頭 « атама» – « голова». Иными словами, атака куноити должна быть направлена на то, чтобы оставить человека, как говорят у нас, « без царя в голове», заставить его « потерять голову» от любви. Кроме того, как почти всегда у Хацуми-сэнсэя, здесь присутствует и определенная игра слов, поскольку если слово «цудзу» написать по-другому - 鈴 (« судзу», по-японски звучит практически идентично предыдущему слову), в переводе это будет означать « колокольчик» - так во многих стилях корю будзюцу (и нинпо тайдзюцу в частности) называется одна из кюсё, а именно область половых органов. Так что 鈴砕き судзукудаки – это еще и прямой намёк на две очень важные вещи для куноити – технику секса и специфическую технику женсткого боя против мужчины.
[4] Более известный у нас как Кукай, основатель школы эзотерического буддизма «Истинное слово» - Сингон, также известный своим искусством каллиграфии и, по некоторым источникам, большой мастер орального секса, даже написавший трактат на эту тему (имеется в виду секс между двумя мужчинами).
[5] Вот что написал по этому поводу Хацуми-сокэ: «Некоторые женщины много плачут. Эти слезы смущают мужчин. Это было и секретной техникой куноити. Женщины, умеющие при необходимости правильно плакать, были очень полезны, чтобы заставить мужчину на что-то согласиться. Успех их зависел от того, как хорошо и убедительно они умеют плакать. Куноити были превосходными мастерами в использовании плача и завлечения мужчин в свои сети обмана».
[6] Девушкам, посещавшим последний январский семинар в Киеве (2008), напомню, что это – часть техники тэкубисудзи тонсо гата из Тогакурэ рю.
[7] Девушки и женщины, практикующие Будзинкан, из Украины и России! Пожалуйста, не расценивайте написанное неправильно и не ссылайтесь на эту статью как на причину, чтобы не отжиматься, не приседать или не качать пресс (или не делать что-то ещё в этом духе) дома и на тренировках, ограничившись посешением маникюрного мастера – поверьте, простые упражнения не изуродуют вашу фигуру, а лишь выгодно её подтянут в нужных местах, сделав вас ещё более красивыми и привлекательными.
[8] Например, в коллекции Хацуми Масааки есть искусственный член (яп. харигата) со скрытым внутри клинком – его можно увидеть при демонстрации различного оружия в фильме « Какусибуки и сюрикэндзюцу»
Другие публикации
- Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
- Секреты Будзинкан - шаг за шагом
- Ниндзя - кто они?
- Последние ниндзя
- Учебный план наёмных убийц
- Прыжок в сверхъестественное
- Мои впечатления от Украины
- Синкэн - живой клинок
- Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
- Краткая история ниндзюцу
Вернуться на страницу просмотра списка публикаций
|