Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

Дэнсё

 

Прыжок в сверхъестественное

Эта статья – первая из трёх – впервые увидевшая свет в декабре 1966 года в журнале «Чёрный пояс» («Black Belt»), открывает цикл публикаций на нашем сайте, которые представляют собой переводы самых ранних статей о ниндзя на английском языке. Помимо весьма интересного содержания и очень редких фото начала-середины 60-х годов ХХ века, эти статьи, без преувеличения, можно назвать «детонатором» того взрыва интереса к ниндзя и ниндзюцу, названного в последствии «ниндзя-манией», которая поразила США и Европу в 70-80-е годы.
Их автор – журналист Эндрю Адамс (Andrew Adams), в 1970 году написал первую книгу о ниндзюцу на английском языке – «Ниндзя – невидимые убийцы» (Ninja: The Invisible Assassins), в основу которой легли эти более ранние журнальные публикации.
Именно эта серия статей и изданная на их основе книга послужили источником вдохновения для многих западных энтузиастов – таких как американец Стивен Хайес или швед Бо Мюнте – и подтолкнули их к поиску знаний о ниндзя в начале 70-х годов. Именно эти статьи и книга познакомили западный мир с мастером Хацуми и его искусством.
Я с радостью представляю их Вашему вниманию – и очень надеюсь, что публикация данных архивных материалов принесёт читателям нашего сайта пользу и удовольствие от прикосновения к истории нашего с вами искусства.

В.В. Момот


Прыжок в сверхъестественное

("Black Belt" 12/1966 перевод "Будзинкан Украина сибу додзё", 2010)


Легендарное сообщество шпионов, ужасавшее старую Японию своим страшным искусством ниндзюцу,
использование тайн которого стало причиной того, что их проклинали и восхваляли на протяжении истории.




Прыжок в сверхъестественное

Ниндзюцу – это темная сторона восточных боевых искусств. Внушающие страх люди, практикующие
искусство плаща и кинжала, добились столь поразительных навыков, что легенды описывали их как сверхлюдей.

 


Мятежное время вывело смертоносную...породу

На этом древнем манускрипте периода Эдо (1616-1868) изображен известный актер кабуки Икакава Дандзо, исполняющий роль ниндзя Ники
Дандзо. Он выполняет тайный «кудзи» - знак пальцами, которые использовались ниндзя для сосредоточения и уверенности в себе в момент опасности.
В зубах он зажал секретный документ.



(подпись под фото стр. 15): Специальные боевые техники и инструкции, нарисованные в этом древнем манускрипте, являются частью секретных документов,
хранимых кланами ниндзя. Они называются «макимоно» и принадлежат Ёсиаки Хацуми, одному из немногих людей, практикующих ниндзюцу в Японии сегодня.

Энди Адамс

За много-много лет до того, как кто-либо услышал о Джеймс Бонде, в Японии возникло устрашающее тайное общество мастеров шпионажа, реальные деяния которых конкурируют с самыми невероятными деяниями вымышленного агента 007.
Члены этого общества назывались ниндзя, они разработали страшное искусство – ниндзюцу. Ниндзя были «мифическим» сообществом, вписавшим яркие главы в летописи феодальной Японии.
Они бесшумно двигались, пересекая страницы истории в качестве скрывающихся под масками мародеров, наемных шпионов, поджигателей, вымогателей и даже наёмных убийц враждующих военных вождей этой мятежной эры.
Когда один из влиятельных лордов собирался совершить что-либо противозаконное дело, это была работа для ниндзя – а не для самураев, которые сражались в открытую на поле боя – именно ниндзя должен был провернуть подобное.
Ниндзя мог быть послан украсть секретную информацию, следить за врагом, или путем обманных действий попытаться сбить с толку противника, подыграв замыслам войск своего нанимателя. И если этого было недостаточно, ниндзя могли быть вынуждены прибегнуть к чрезвычайным мерам, таким как поджег вражеского лагеря, или похищение лорда противников.
Ниндзя могли служить любому хозяину без исключений. Его услуги могли быть куплены в одно время местным лордом, желающим освободить своих подчиненных от гнета. В другое, ниндзя мог быть нанят честолюбивым правителем, с целью расширения своих владений и власти, не создавая лишнего шума по поводу устранения своих оппонентов.
Будучи вовлеченными в столь опасные ситуации, ниндзя, естественно, желали сделать все возможное, чтобы увеличить свои шансы на выживание. Чтобы справляться с преимуществом противника, они разработали самое удивительное искусство, когда-либо появлявшееся в пределах обширной территории Азии. Ниндзюцу объединило все тактики различных благородных искусств «самурайского кодекса» тех дней, так же как рукопашный бой и бокс предшествовали каратэ и дзюдо. Ниндзя также развивали навыки «кэндо» (владение мечом), «кюдо» (стрельба из лука) и «нагината» (техники копья).
Но это был лишь начальный этап тренировок этих мастеров отнюдь не «мягкого» искусства нанесения увечий, контрразведки, терроризма и мести. Они практиковали мышечный контроль и контроль движений тела на протяжении бесконечных часов, чтобы достичь фантастических физических умений, таких, как способность взбираться на отвесные стены и утесы, оставаться под водой длительное время и, с помощью техник замедления дыхания, обмануть врага, притворившись мертвым.
Также, как часть физических тренировок, ниндзя изучали техники медленного и бесшумного передвижения, техники исчезновения в ночи, притворяясь камнями, неразличимыми на фоне ночного неба.
Ниндзя становились такими мастерами маскировки своих движений, что многие люди того времени клялись, что ниндзя действительно могут делать себя невидимыми.



Ниндзя, изображенные на этом «какэмоно», переодеты в фермеров, священников и бандитов периода Эдо (1616-1868).
Некоторые из «ниндзя» изображены с их типичным оружием, таким как нож на веревке в верхнем правом углу.



(Подпись под фото вверху, стр. 17): Этот дом "ниндзя" практически скрыт среди деревьев.
Расположенный в Уэно, префектура Миэ, этот дом сейчас используется музей ниндзя, хранящий различные реликты и оружие ниндзя.
Дом полон скрытых дверей и верёвочных лестниц, а также тайных выходов.

(Подпись под фото внизу, стр. 17):
Внутри интерьера музея Уэно можно увидеть лестницы и разнообразные двери.

Чтобы расширить свои возможности, каждый ниндзя имел дополнительную уловку – точнее несколько уловок, припрятанных в рукаве или куртке. Они использовали такой потрясающий арсенал оружия и всяких приспособлений, которому позавидовал бы даже Джеймс Бонд. Ниндзя были экспертами в использовании мечей, метательных стрелок, коротких клинков, лука и стрел, воздушных трубок из бамбука, крюков, веревок с привязанными к ним лезвиями, удавок, звездообразных метательных лезвий, кастетов, дымовых бомб, световых пороховых гранат, сосудов с кислотой и различными ядами, многие из которых сегодня известны только по названию. Когда они находились на долгосрочных заданиях, также брали с собой высококонцентрированную еду и питье, что-то вроде высококалорийных пайков того времени.
Но в середине этого века это искусство начало исчезать в Японии. Правительство объявило ниндзя тайным движением вне закона, и только небольшая группа людей, до сих пор практикующих ниндзюцу, пытается сохранить, по крайней мере, наименее смертоносные традиции ниндзюцу. В действительности, ниндзюцу было почти на грани полного исчезновения, когда это искусство мошенников смогло одурачить ход времени и получило абсолютно новый, переродившийся интерес к себе.
Несколько лет назад японская кинокомпания сняла малобюджетный фильм о древних деяниях ниндзя, основанный на научном подходе к теме. Даже промоутеры фильма были удивлены результатом… В их руках оказался полновесный хит.
Последовала волна повышеннного интереса. Книги, фильмы, сериалы, выставки и демонстрации преследовали модное движение, куклы ниндзя стали страстью. И дюжина ранее практикующих это искусство неожиданно нашли себя в роли знаменитостей, о которых писали в прессе.
Ниндзямания распространилась даже на Австралию, где 7000 молодых визжащих фанов недавно напали на Коити Оса, японского актера, сыгравшего роль Синтаро в сериале о ниндзя, дублированного на английский и показанного в Австралии. Полиция говорила, что это была самая дикая «встреча» со времен хита The Beatles «Melbourne».
В следствие выхода сериала, азиатские дети начали играть, изображая ниндзя, с длинными палками и деревянными или пластмассовыми самурайскими мечами. В Сиднее магазины игрушек, по сообщениям, организовали распродажу ниндзя-игрушек, костюмов и маск. По окончанию сериала поступили многочисленные требования по возобновлению показа по воскресеньям, чтоб смотреть могли не только дети, но и взрослые.
Ниндзюцу прошло долгий путь от реально серьезного начала. В действительности, истоки этого искусства, полагают, проистекают не из Японии, а из Китая, в промежутке между 500 и 300 столетиями до нашей эры. Предполагается, что основа ниндзюцу описана в главе об искусстве шпионажа в древнем китайском трактате о военной науке «Сунь Цзы», который была написан великим китайским стратегом того времени Сунь У.
Но до VI столетия н. э. эти шпионские тактики не были введены на территорию Японии. Принц-регент Сётоку (593-622 гг. н.э.) впервые нанял агентов, чтоб узнавать противоположное мнение и выяснить правду о положении дел в стране. В течение последующих примерно 500 лет развитие ниндзюцу осуществлялось благодаря усилиям некоторых групп монахов-отшельников, живущих в горах, известных как «ямабуси». Вынужденные бороться против превосходящих сил правительства, посылаемых на них время от времени, эти монахи позаимствовали китайскую военную тактику и стратегию для ведения как индивидуальных боев, так и коллективных сражений.
В конце периода Хэйан в 1185 году власть центрального правительства Киото настолько ослабла, что столица была захвачена в ночи тремя грабителями, которые изучали ниндзюцу у ямабуси. Различные школы были организованы в это время, чтобы тренировать молодых, подающих надежды ниндзя, включая одну известную школу, основанную известным воином Гэндзи, Ёсицунэ.
Ниндзюцу начало самостоятельно развиваться с начала периода Камакура в 1192 году и процветало в течение последующих 400 лет. Примерно 25 различных школ возникло в этот период. Оплоты искусства были сконцентрированы в провинциях Ига и Кога, к северу от Нара, хотя много школ также располагалось в большинстве областей страны.



Это один из домов Сандаю Момоти, жившего в округе Уэно. Дом расположен в горах 15 миль южнее от Уэно.
17-й потомок Сандаю – Ицуки Момоти – живет в этом 400-летнем доме со своей женой, двумя сыновьями и дочерью (изображены на фотографии).
Ицуки отсутствует на снимке, потому что был в отъезде по делам. Он мало или даже практически не заинтересован в своем потрясающем наследии и дом не хранит реликтов ниндзя.



Некоторые военачальники располагали своих ниндзя-агентов в ключевых городах своего времени, передавая им и от них информацию с помощью световых сигналов от костров, расположенных на горных вершинах. Хотя большинство ниндзя действовали ночью, облачаясь в черные одежды, были и такие, которые работали днем, притворяясь кем-либо: от богатого купца до нищего. Для одного из нанимателей ниндзя действовали под видом аптекарей.
Одним из наиболее известных лидеров ниндзя  всех времен был Сандаю Момоти, который действовал на территории Ига в бурном XVI веке. Для того, чтобы сбивать с толку своих врагов и скрыть свою личность, Сандаю содержал 3 разных дома, с разными, не знавшими друг о друге, женами и семьями, живущими в этих домах. Когда ситуация в одном месте накалялась, он менял дом и личность.
Два дома из трех до сих пор сохранились. Третий же, его основное убежище, в горах около Уэно, был разрушен Ода Нобунага, в сражении между 4000 ниндзя Сандаю и 46000 солдат этого известного военачальника в 1581 году. Несмотря на то, что многие ниндзя были убиты в ходе сражения или казнены, предполагалось, что сам Сандаю сбежал на восток.
Сандаю продолжать ускользать из рук историков на протяжении четырёх веков. Но современная наука наконец-то поймала этого неуловимого ниндзя. За последний год археологи отыскали его могилу. Она была обнаружена на маленьком фамильном кладбище на холме напротив одного из его домов в горах около Нобори – примерно 15 миль южнее Уэно. 17-й потомок Сандаю и сейчас живет в этом доме с женой и тремя детьми. Ицуки Момоти – 54-летний фермер. Однако Ицуки более заинтересован в урожае, чем в мертвых ниндзя, и из всего богатейшего семейного наследия ниндзя Момоти он может продемонстрировать лишь документ семейного дерева Момоти.
Другой важный ниндзя, действовавший в Ига, был Хандзо Хаттори, который помог организовать секретную службу сёгуну Иэясу Токугава. Его последователи работали в качестве садовников вокруг жилища сёгуна в Эдо (сейчас Токио), но всегда были готовы действовать как агенты разведки или телохранители.
Многие ниндзя из области Кога были определены работать полицейскими или детективами, так мир и порядок вернулись в страну и их услуги в качестве ниндзя были не особо нужны. Последняя главная роль, сыгранная ниндзя из Ига, стала их ключевая роль в приведении к победе армии сёгуна над 40000 мятежными христианами в Симабара, Кюсю, в 1637 году.
Ниндзя были организованы по-военному строго и чётко. Грубо их можно разделить на 3 группы: дзёнин – руководители, тюнин – офицеры среднего звена и гэнин – обычные агенты. Дзёнин поддерживали обширные сети разведки, осуществляли контакты с военачальниками, чтобы организовать разведку и подрывную деятельность, а затем посылали тюнин и гэнин выполнять контракты.
В рядах ниндзя была железная дисциплина. Они клялись хранить секреты своего искусства, и предпринимались крайние меры, чтоб не допустить попадание их техник в руки врага. Судьба не подчинившегося была предопределена. Предатель безжалостно преследовался и уничтожался.
Также смертниками были попавшие в плен. Ниндзя должен был совершить самоубийство до того, как выдать свои секреты. Однако существовал шанс не совершать самоубийства. Если существовала вероятность, что ниндзя будет пленен врагом во время исполнения миссии, его товарищи использовали духовое оружие или метательные лезвия, чтобы убить его до захвата противником.
Книги и документы по ниндзюцу были строго охраняемы и считались фамильными сокровищами, передаваемыми из поколения в поколение. Некоторые из них до сих пор являются собственностью семей, живущих в префектуре Миэ, в то время, как другие переданы в музеи и все еще практикующие ниндзюцу школы. Эти документы (торимакэ) можно увидеть время от времени на выставках в музее ниндзя в Уэно. Фотографии некоторых документов иллюстрируют эту статью.
В свое время множество историй и легенд возникло вокруг ниндзя, в них говорилось об их сверхъестественной силе и способностях. Мифы утверждали, что они могут летать, ходить по воде, жить под водой как рыбы, исчезать в клубах дыма, погружаться под землю, преодолевать каменные стены, превращаться в змей, лягушек, птиц или насекомых. Некоторые люди утверждали, что ниндзя способны раствориться в одно мгновение, а в другое – восстановиться.
Во всем этом есть доля правды. Есть логическое объяснение для всех предположительно сверхъестественных способностей. К примеру, суеверие, что ниндзя могут вбирать энергию рыбы и жить под водой. Существует несколько разъяснений этого феномена.
С одной стороны, ниндзя использовали полую тростинку, чтобы дышать через нее, находясь под водой в течение длительного периода. Когда было необходимо плыть под водой, тростинка становилась непрактичной в применении, тогда ниндзя использовали кожаный мешок, наполненный воздухом, и периодически вдыхали из него подобно тому, как современные агенты SPEKTRE используют подводное снаряжение.
«Хождение по воде» также теряет свой мистицизм, если узнать, что ниндзя одевали надувную обувь, обычно сделанную из кожи. С другой стороны, не так уж и просто использовать эту обувь. Ниндзя много тренировались сохранять равновесие и четко контролировать свое тело, чтобы быть способным использовать такую обувь.
Ниндзя часто носили пакеты с порошком, которые можно кинуть в противника. Пакеты взрывались, образуя клубы дыма, тем самым ослепляя на время врага, и тогда ниндзя мог «исчезнуть» в клубах дыма как волшебник. Его способность «летать» также поддается логическому объяснению. Ниндзя были в отличной физической форме и тренировали техники бега, прыжков и лазанья. Ниндзя был в состоянии прыгнуть на большое расстояние, таким образом, легенды наделяли их способностью летать. Еще ниндзя использовали свои плащи в качестве парашюта или специальное приспособление, использующее парусность поверхности, чтоб парить в воздухе.

 

Хакухо («Белый Феникс») – замок, возвышающийся над верхушками деревьев, на холме, возвышающимся над городом Уэно.
Был построен в XVI веке лордом-феодалом Такатора Тода, который собрал ниндзя под своим крылом и помогал тренировать их.
В одной части замка есть глубокий подземный ход на случай непредвиденного отхода. Замок был разрушен тайфуном много лет назад, но недавно был восстановлен.
Эта деревянная гравюра периода Эдо представляет долину Ига в районе Уэно, которая являлась центром ниндзя в старину. Вдалеке виднеется известный замок Уэно.


Примерно таким же образом, ниндзя часто наделялся свойствами «человека-мухи», способного взобраться на стену и лазать по потолку. И это имеет полностью рациональное объяснение. Ниндзя имели кое-что, что помогало ему в работе (ниндзя – в литературном переводе «человек, который проникает»; ниндзюцу – «искусство проникновения»).
Ниндзя использовали различные приспособления, которые помогали ему проникнуть в дом, форт или замок. Они носили мягкую раздвоенную на носке обувь, которая способствовала легкому вскарабкиванию на стены или утесы. Существует одно наиболее известное приспособление, использующееся в ниндзюцу – это кожаные браслеты, охватывающие ладонь и переходящие на запястье. Эти браслеты имеют по 4 длинных шипа, торчащих со стороны ладони. Шипы служили для взбегания по стене, или удержания себя на перекладинах под потолком и передвижения с помощью рук по комнате, не касаясь пола.

Браслет с шипами также может быть использован как оружие в рукопашном бою. Меч или нож могут быть блокированы одной рукой с браслетом, в то время как другой «когтистой» рукой можно нанести удар по лицу противника.

Способность умирать и затем воскресать через несколько часов, без сомнения пошла от техник замедления дыхания, изучаемых многими ниндзя. Задержка дыхания может помочь человеку оставаться под водой длительное время, без использования тростинки или кожаного мешка для дыхания. Такая техника также может позволить ниндзя притвориться мертвым для случайного наблюдателя. Также это дает возможность слиться с листвой и камнями, и не сделать ни единого движения, чтобы выдать себя. Отсюда следуют слова из легенд, что человек способен «превращаться в дерево или камень».



(Подпись под фото вверху, стр. 21): Заметьте, как похож кольчужный костюм ниндзя на тот, который использовали рыцари феодальной Европы.
Другое оружие также продемонстрировано на стене этого музея.
(Подпись под фото внизу, стр. 21): Знаменитый мастер ниндзя Сандаю Момоти похоронен на этом незаметном маленьком кладбище, расположенном на холме,
напротив дома, где сейчас живет его потомок, Ицуки Момоти. Эта могила, практически скрытая сорняками, была обнаружена только в прошлом году.

Но, несмотря на всю логичность объяснений, все это не исключает  факта, что ниндзя были выдающимися людьми. Существовало три необходимых требования для каждого желающего вступить в ряды ниндзя: высокое чувство долга, быстрое мышление и здоровое ловкое тело, чтобы вынести все необходимые тренировки.
Но все же большинство людей вливалось в ниндзюцу посредством их причастности к семье. Они рождались в семье ниндзя – а ниндзюцу было традицией, передаваемой от отца к сыну. Человек рождался ниндзя и умирал как ниндзя.

Все это облегчает понимание готовности ниндзя совершить самоубийство в случае захвата или убийства товарища, который может быть схвачен. Если под пытками ниндзя выдавал своих партнеров, он выдавал свою семью или создавал угрозу для семьи другого ниндзя. При таких обстоятельствах – смерть была единственным выходом.

Несмотря на картину, нарисованную с помощью современных фильмов и телевидения, жизнь ниндзя была далека от романтики и встреч с сексуально привлекательными шпионками. У них практически не было надежды стать известными или успешными.

Фактически, секрет того, как остаться в живых, заключается в том, чтобы хранить анонимность, и лишь несколько мастеров получили некоторую славу в людской молве. Для обычного ниндзя жизнь целиком состояла из низкооплачиваемых и неблагодарных заданий, связанных с опасностью и без какой-либо надежды сменить профессию. Став однажды ниндзя, остаешься им навсегда…

 

(продолжение следует)





Другие публикации
    - Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
    - Секреты Будзинкан - шаг за шагом
    - Ниндзя - кто они?
    - Последние ниндзя
    - Учебный план наёмных убийц
    - Мои впечатления от Украины
    - Синкэн - живой клинок
    - Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
    - Краткая история ниндзюцу


Вернуться на страницу просмотра списка публикаций


Поиск


Cобытия, Новости
22/11/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай. Дзё и Сэйсин хэн"

05/03/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Иннин хэн"

09/10/15 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Ёнин хэн"

05/01/13 Заказ книги-перевода "Нинпидэн"

10/06/12 Издан полный перевод "Сёнинки"

все новости

Будущие семинары
2 - 4 июня 2017 г. , Тема: "Меч в разных школах Будзинкан - сходства и различия. " Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

22-23 июля 2017г., Тема: "九鬼神流九鬼神流 КУКИСИНДЭН-РЮ. 五法之構 Гохо но Камае и 初伝型 Сёдэн гата." Маврин А.Л. (8-й дан), Место проведения: Астана, Казахстан

все семинары

Прошедшие семинары
7-8 апреля 2017 г., Тема: Омотэкан и Уракан-внешнее и внутреннее чувства. Их анализ и применение в мутодори. Мирошкин Павел (10 дан), Место проведения: Санкт-Петербург. Россия

31 марта - 2 апреля 2017 г. , Тема: "Гёкко и Кото рю кихон - сходство и отличие. " Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

18 марта 2017г. 13-00 – 15-00, Тема: Вебинар "Традиционное ниндзюцу в вопросах и ответах, часть 4" , Место проведения: Интернет

3-5 февраля 2017 г. , Тема: "Тайдзюцу-но кисо: от идеи муто-итто-манто к концепции каннин-докусон". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

3-4 февраля 2017 г., Тема: Дайрокукан - шестое чувство., Место проведения: Санкт-Петербург. Россия

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!

Апостиль заказываем на этом сайте http://www.tris.ua/apostil/.