Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

Дэнсё

 

Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»

Рандори 乱取り
Букв. «Беспорядочные приёмы»

Рандори кэйко – вид тренинга, при котором один или оба партнёра (в случае с групповыми тренировками – несколько партнёров) атакуют и защищаются в свободной манере.

Рандори кэйко, или просто рандори, является логическим развитием прогрессивного тренировочного процесса, следующим этапом в развитии мастерства студентов - на пути от практики кихон через практику ката к полностью свободному поединку (вольной схватке – дзиу-рандори自由乱取りили кассэн 合戦 – реальной драке, стычке врукопашную или с использованием различного оружия).

При этом рандори не является схваткой по типу спортивного спарринга (с определение победителя по очкам) и решает совершенно другие, учебно-методические задачи, к которым, в первую очередь, относится:

- обучение студентов свободным перемещениям в условиях незапрограммированных той или иной ката действий, определению правильной дистанции, своевременности начала тех или иных действий (оценка противника, дистанции, окружающей среды, наличия и отсутствия других противников, оружия и т.п.);

- обучение прощупыванию и разведке боем действий противника, а также его скоростно-силовых качеств (не «прочитываемых» визуально), скорости реакции и ответа на атаки (сирабэ 調), действиям в зависимости от полученной информации;

- обучение выведению из равновесия (кудзуси崩) и сохранению равновесия (хэйко平衡), использованию брешей, образовавшихся при использовании финтов, толчков, рывков и т.п. действий, предваряющих проведение атаки или контратаки;

- обучение быстро принимать решения без обдумывания (букв. «молниено проведённый приём», иссэн вадза一閃技), свободно комбинировать изученные ранее техники для атаки и контратаки (нагарэ 流);

- тренирует физическую выносливость, психическую устойчивость и ментальную готовность наносить и принимать ощутимые удары, терпеть боль и действовать несмотря на боль и усталость.

Т.н. «свобода» (дзиу 自由) действий в рандори имеет несколько ступеней сложности.

Начальный уровень рандори подразумевает использование атакующим некоего ограниченного, оговоренного заранее набора действий – т.н. якусоку вадза 約束技 (буквально 2-3 вида ударов и/или захватов), которые он может чередовать и/или комбинировать при атаке защищающегося; в свою очередь, защищающийся также использует строго определённые контратакующие движения (блоки, удары, броски и болевые приёмы), отрабатывая заданный навык. При этом партнёры могут свободно выбирать дистанцию и время проведения той или иной атаки, комбинировать последовательность атак по собственному усмотрению, развивая тактическое мышление (например, использовать обманные движения для раскрытия защищающегося, использовать повторно одни и те же атаки два и более раз подряд и т.п.).

Усложнением данного вида тренировки является групповое рандори, при котором защищающегося атакуют 2-3 и более партнёров с разных сторон и/или по очереди, используя также строго определённый набор атакующих действий.

Важно следить, уже начиная с самого раннего этапа практики рандори, чтобы тренировка не превращалась в некую игру «кто сильнее/быстрее/ловче», а носила дружеский, но в то же время «холодный», рассчётливый характер. Если атакующий видит, что защищающийся правильно провёл контратаку, он не должен вести себя так, как будто его тело сделано из железа и продолжать своё нападение; он должен реагировать так же, как если бы контратака была проведена в полную силу (если обозначен удар в пах, горло, глаза, намечен перелом руки и т.п., атакующий не должен вести себя как терминатор, которому всё ни по чём. Он должен остановиться и дать понять, что контратака выполнена удачно – с правильной дистанции, своевременно, с хорошим темпом).

Также немаловажным на данном этапе является контроль преподавателя или старшего студента – для того, чтобы своевременно дать понять разгорячённым ученикам, что их практика отклоняется от цели тренировки. Особенно это свойственно молодым студентам, в ком дух соперничества порой затмевает голос разума.

О силе и сопротивлении. На начальном уровне практики рандори используется мягкий (дзю 柔) контакт, при котором удары лишь обозначаются, а болевые приёмы проводятся без сопротивления, а также, через некоторое время, контакт в пол-силы (ханго 半強), при котором удары по телу проводятся ощутимо сильно, удары в опасные зоны и голову обозначаются лёгким контактом, болевые приёмы проводятся при активном, но не максимально возможном сопротивлении, без резкого воздействия на суставы; броски в первом и втором виде рандори проводятся в полную силу, исключая наиболее опасные техники, ведущие к переломам конечностей или травмам головы, позвоночника и внутренних органов. В дальнейшем можно переходить к практике ударов в полный контакт, используя защитное снаряжение (防具自由乱取りбогу дзиу-рандори), или без такового, с обязательным присутствием минимум инструктора и одного старшего ученика, наблюдающими за подобным типом рандори.

О скорости. Начинать практику рандори необходимо с медленной скорости (徐乱取りдзё-рандори), постепенно переходя к быстрой работе (速乱取りхайя-рандори) без потери качества исполняемой техники. Многие начинающие ученики пытаются выполнять технику быстро, таким образом стараясь «переиграть» своего партнёра по тренировкам, при этом забывая о защите, правильной технике, дистанции, своевременности и т.д. Инструктор должен строго следить и вовремя пресекать подобные глупости, объясняя недопустимость игры в «кто кого» на этапе тренировки.

Хорошим примером этому является пример игры в шахматы – вначале игроки подолгу обдумывают свои ходы, затем, по мере тренированности, многие ходы выполняются автоматически, исходя из ситуации, развивающейся на игровой доске, что позволяет вести игру на время; но никто из серьёзных шахматистов не допускает игры «в Чапаева» шахматными фигурами, таким образом пытаясь «победить» своего партнёра. Так и в рандори – применение ненужной, излишней силы, искусственное повышение темпа тренировки без предупреждения, попытки «во что бы то ни стало» ударить или свалить партнёра, просто вцепившись в него и потянув его за собой на татами – всё это не более чем глупые шалости, не ведущие ни к какому прогрессу в практике рандори. Подобной чепухой можно заниматься, если есть такое желание, вне пределов додзё.

Пример простейших шагов в начальной практике рандори (уровень занимающихся от 7 кю):

1. Работа без контратаки: Атакующий наносит серии из 2-3 различных ударов руками/ногами в голову или туловище защищающегося. Защищающийся ловко уклоняется от ударов, при этом не «бегая» от атакующего и не разворачиваясь к нему спиной. Следит за атакующим, его действиями, дистанцией и собственным камаэ. При невозможности уклониться – принимает удары на согнутые руки или тело, напрягая соответствующие мышцы и делая выдох.

2. Работа с контратакой: Форма атаки как в 1а. После одной-двух серий ударов противника, использовав знание о том, как атакует противник, защищающийся переходит к собственной серии ударов, стараясь поразить противника в открытые зоны (используя те же или другие виды ударов – например, после ухода от последнего удара наносит/намечает один-два удара в голову/шею или один удар ногой в живот/грудь/пах).

3. То же – с использованием броска или болевого приёма в виде контратаки.

Важно поощрять в учениках навык правильного передвижения, расчета дистанции и точности движений при шагах и уклонах, а также при атакующих действиях. Также необходимо постоянно следить, чтобы ученики не прыгали и не бегали по залу, а применяли точный расчет позиции и шагов. Особое внимание следует уделять моменту перехода от защиты к контратаке, акцентировать данное действие, заставлять учеников осмысленно переходить к активным действиям, полагаясь на расчет и умение, а не на авось: важно, чтобы ученики усвоили, какие суки бывают в обороне противника и как ими правильно воспользоваться.

4. При той же форме нападения защищающийся стремится блокировать все удары противника применяя одну из форм блоков (укэ-домэ, укэ-хараи, укэ-нагаси и т.п.) или их комбинации. При невозможности – уклоняется или принимает удары.

6. При той же форме нападения защищающийся стремится блокировать все удары противника и захватить атакующую руку/ногу противника (укэ-какэ). При невозможности – уклоняется или принимает удары.

5. Атакующий одной рукой проводит захват одежды на груди защищающегося и наносит удары рукой в голову или тело. Защищающийся стремится блокировать все удары или закрыть атакуемую зону согнутой рукой.

Следующим этапом в практике рандори является обучение навыку атаки ударами с последующим переходом на бросок или болевой приём; работа в обоюдном захвате с переходом на активные рычаги конечностей в стиле Кукисиндэн рю; развитие навыков «ломать» защиту противника или, наоборот, «втягивать» его в атаку с нарушением равновесия в направлении его движения с последующей контратакой и т.д. и т.п.

Постепенность перехода от этапа к этапу практики рандори происходит по мере роста мастерства ученика и должна проводится практически с самого начала тренировок – как только ученик освоил небольшую часть кихон и изучил начальные ката – примерно с 6-5 кю рандори должно проводится на постоянной основе, на каждой тренировке в течение хотя бы 10-15 мин.





Другие публикации
    - Секреты Будзинкан - шаг за шагом
    - Ниндзя - кто они?
    - Последние ниндзя
    - Учебный план наёмных убийц
    - Прыжок в сверхъестественное
    - Мои впечатления от Украины
    - Синкэн - живой клинок
    - Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
    - Краткая история ниндзюцу


Вернуться на страницу просмотра списка публикаций


Поиск


Cобытия, Новости
22/11/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай. Дзё и Сэйсин хэн"

05/03/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Иннин хэн"

09/10/15 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Ёнин хэн"

05/01/13 Заказ книги-перевода "Нинпидэн"

10/06/12 Издан полный перевод "Сёнинки"

все новости

Будущие семинары
все семинары

Прошедшие семинары
13-14 октября 2017 г., Тема: Кёдзицу. Хо, тэнкан, хэнка. Теория и практика.Сихан Мирошкин Павел , Место проведения: Санкт-Петербург. Россия

7-8 октября 2017г., Тема: Будзинкан - как комплексная система развития тела и сознания, Место проведения: г. Минск (Беларусь)

29 сентября – 1 октября 2017 г. , Тема: Эда-коппо, сунтэцу, явара, tactical pen: традиционные и современные аспекты использования короткой палочки как оружия кастетного типа. Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

23-24 сентября 2017г. , Тема: Стальная Грань XIX, Место проведения: г. Киев

С 11.09.17 по 19.09.17 , Тема: Тренировки в Японии, Место проведения: Япония

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!