Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

ТОГАКУРЭ-РЮ НИН-ДЗЮЦУ

 
Тогакурэ рю нинпо 戸隠流忍法
 
Тогакурэ рю戸隠流 – «Стиль Спрятанной двери», один из трёх стилей нинпо, входящий в систему подготовки по программе Будзинкан додзё, наряду с Кумогакурэ рю 雲隠流и Гёкусин рю 玉心流. Название стиля тесно связано с японской мифологией. В частности с мифом о том, как богиня Солнца Амэтарасу-но ками скрылась в пещере и только благодаря стараниям других богов вновь явилась в мир. Этот миф неоднократно описывался в отечественной литературе, посвященной истории, культуре и мифологии Японии, и мы не станем подробно останавливаться на нем здесь. Тогакуси (или Тогакурэ) – эта та самая дверь, которая скрывала вход в пещеру, которая, как верят японцы, как раз и находилась недалеко от места, где расположена деревня, и соответственно храм Тогакуси-дзиндзя. В этом храме каждый год отмечается праздник, в котором символически «открывают дверь» и люди, собравшиеся в храме, видят… зеркало, то есть самих себя!
 
По мнению сокэ Хацуми, Тогакурэ рю – важнейший стиль для практики ниндзюцу стиля Будзинкан, особенно для западных учеников, знающих очень мало о двух других школах.
 
Тогакурэ рю 戸隠流– один из самых старых стилей нинпо, до сих пор существующих в Японии. Источниками этого стиля традиционно считают знания известного нам по истории Гёкко рю генерала Икай 異匀 и сакральные методы сюгэндо 修験道, практиковавшиеся его учениками. Непосредственным источником «Стиля спрятанной двери», как считается, послужил стиль Хакуун рю ниндзюцу白雲流忍術, основанный Хакуун Доси白雲道士.
 
Рэкиси Тогакурэ рю нинпо. История стиля 歴史玉戸隠流忍法
 
Напомним, что побывав в Китае, Икай 異匀вернулся оттуда с большим багажом воинских знаний. В частности, как утверждается в некоторых источниках, именно он принес в Японию знания о стратегии боевых искусств, основанных на бессмертном труде Сонси (кит. Суньцзы), которые затем трансформировались в различные рюха, развиваемые в последствии в местности Ига. Он также принес знания и принципы, сыгравшие свою роль в развитии политической и культурной жизни Японии той поры. В городке Сада (пр. Ига), где он обосновался по возвращении, с его именем до сих пор связаны места, называемые Тодзин-ИваКитайская скала») и КарадобутиДверь китайской воды»), стиль оформления которых полностью схожи с китайскими вкусами тех лет.
С другой стороны, горы Ига – это традиционные центры практикующих «Путь обретения могущества» - сюгэндо修験道. Так, совсем близко, немного на Юго-восток от Ига расположена гора Ёсино, занимающая лидирующее место по расположению сект сюгэндо. К Югу от Ига находится гора Кумано, где существует другая секта сюгэндо. На горе Хэйдзан где расположен храм Энряку-дзи, сегодня считается центром по изучению Тэндай сюгэндо. Естественным поэтому является большое влияние, которое оказывали ямабуси (или, иначе, сюгэндзя) на философию и методологию жизни населения Ига.
 
Современный сюгэндзя исполняет ритуал поклонения Фудо-мё, лёжа на скале над пропастью (г.Кумано)
Современный сюгэндзя исполняет ритуал поклонения Фудо-мё,
лёжа на скале над пропастью (г.Кумано)
 
Первым учеником Икаи стал Гамон Доси 牙門道士 («Доси» означает в приблизительном переводе «учитель Пути»). Он и его ученик, Гарю Доси 牙竜道士, известны как основатели многих частей традиции боевого искусства (не только ниндзюцу), развитого в и вокруг Ига[1].Так, например, Гарю Доси 牙竜道士, взявший себе в последствии имя Хакуун Доси 白雲道士, является основателем одноимённого стиля Хакуун рю ниндзюцу 白雲流忍術, оказавшего непосредственное влияние на Тогакурэ рю.
 
Хатирю Нюдо 八竜入道, учившийся у Гарю Доси. Результатом его аскетической практики явилось то, что во сне он сформировал учение секты Тэндай сюгэндо - кайхогё.
 
Неподалеку от тех мест находится маленькая деревушка под названием Тогакурэ (или Тогакуси)[2]..
 
  Лестница и ворота тории, ведущие к легендарному храму на горе Хэйдзан (деревня Тогакуси)
Лестница и ворота тории, ведущие к легендарному храму на горе Хэйдзан (деревня Тогакуси)
 
Это место непосредственно связано со стилем Тогакурэ рю 戸隠流, основателем которого считается Нисина Дайсукэ 仁科大助, впоследствии взявший себе имя Тогакурэ Дайсукэ 戸隠大助. Он родился в Синсю, возле провинции Адзумино приблизительно в 1161-1162 году. Его отец, Нисина Юкихиро, был одним из главных вассалов (Минамото-но) Кисо Ёситака, одного из одиозных личностей в истории Японии. Он был убит в битве Авадза но Кассан.
 
Как мы знаем из истории, в 1182 году, во время войны Гэнпэй, Кисо Ёситака захватил столицу Киото. В свою очередь, несколько позднее, он был атакован войсками своего двоюродного брата, Минамото Ёсицунэ, известнейшего воина и полководца Японии.
Когда войска Ёсицунэ успешно пересекли реку Удзи, являющуюся ключом к обороне столицы, Ёситака бежал, но в процессе погони лошадь под ним была ранена и упала на лёд, придавив всадника, вследствие чего он погиб[3]. .
 
Дайсукэ был на стороне проигравших в этой битве и был вынужден бежать через всю страну, пока не попал в местность Ига, в деревушку Тогакуси (сегодня префектура Нагано). Там он встретил Каин Доси 火印道士 (также известного как Кагакурэ Доси 火隠道士 или Касумигакурэ Доси 霞隠道士). Каин Доси был сюгэндзя направления кайхогё и ниндзя Хакуун рю. Дайсукэ адаптировал своё воинское мастерство, совместив его с принципами и техникой ниндзюцу Хакуун рю и кайхогё сюгэндо, которые преподал ему Каин Доси. Таким образом, было положено начало учению Тогакурэ рю. А Дайсукэ стал первым в длинной цепочке сокё, кто постигал учения Омотэ и Ура («Внешнее и Внутреннее») на горе Хэйдзан
 
Существует также версия, что Каин Доси был родным дядей Дайсукэ, к которому он и направился сразу после битвы, но эта теория ничем не подтверждена (как и не опровергнута).
 
Кроме Дайсукэ, Каин Доси преподавал Сима Косанта Минамото-но Канэсада 志摩小三太源兼定. Этого самурая, носившего ранг косё у Кисо Ёситака, подобрали раненым после сражения, и в последствии Дайсукэ Тогакурэ продолжил его обучение. Сима Косанта на короткое время стал вторым сокэ Тогакурэ рю ниндзюцу.
 
Кагакурэ Доси преподавал Дайсукэ ранние формы дзёдзюцу, содзюцу, нагината, тайдзюцу, муто, коппо и сюрикэн. Возможно, эти знания имели своим источником ряд древних свитков о военном искусстве Амацу Татара Хибуми. Например, онгё дзюцу (искусство становиться невидимым) берет своё начало именно в свитках Амацу Татара  Хибун но маки, и перешли из Хакуун рю в Тогакурэ рю практически без изменений. Когда Каин Доси заботился о Дайсукэ, он обучил его всем навыкам Хакуун рю. Добавив эти методы к личной практике сюгэндо, Дайсукэ Нисина, тем самым, положил начало стилю Тогакурэ рю. В знак своего «нового рождения» Дайсукэ взял себе фамилию Тогакурэ. Тогакурэ рю не имеет даты официального основания, как, например, другие боевые искусства, поскольку ни Дайсукэ, ни следующий за ним Сима Косанта никак не называли свое учение. Сын ДайсукэГоро 五郎 - был первым, кто официально оформил фамилию Тогакурэ и формально закрепил ее за традицией ниндзюцу, которая нам известна сегодня. В первых восьми поколениях пятеро носили фамилию Тогакурэ; как и многие другие боевые искусства, Тогакурэ рю стала семейной традицией, передававшейся от отца к сыну. Интересно, что 11, 12 и 13 сокэ Тогакурэ рю носили фамилию городка в провинции Ига – Уэно (ныне – Ига-Уэно). По традиции, в те дни было принято иметь фамилию по названию местности (города или деревни), где проживал человек.

Подобное положение вещей продолжалось приблизительно вплоть до 1600 г. Когда непосредственная прямая передача стала невозможна, тогдашний сокэ передал традицию Тода Сэйрю Нобуцуна 戸田盛柳信綱. Члены семьи Тода передавали стиль внутри клана вплоть до 32 сокэ, Тода Синрюкэн Масамицу и, косвенно, до Тосицугу Такамацу, который также принадлежал к семье Тода по линии матери.
 
Такамацу вспоминает в своих мемуарах, что, среди прочего, его обучение технике ниндзюцу началось с того, что он должен был научиться бегать по… вертикальной стене! [4]Его учитель, Тода Синрюкэн, с легкостью взбегал на высоту более двух метров, даже находясь в достаточно преклонном возрасте.
 
Тода Синрюкэн, взбегающий по стволу дерева (рисунок Такамацу Тосицугу)
Тода Синрюкэн, взбегающий по стволу дерева (рисунок Такамацу Тосицугу)
 
Такамацу Тосицугу, соблюдая традицию хидэн (тайной передачи) обучал Тогакурэ рю ниндзюцу только двоих учеников: нынешнего сокэ школы Хацуми Масааки и Фукумото Ёсио
 
Дэнкэй Тогакурэ рю нинпо. Линия сокё 傳系戸隠流忍法
 
1.      戸隠大助 Тогакурэ Дайсукэ (эра Охо, 1161)
2.      志摩小三太源兼定 Сима Косанта Минамото-но Канэсада (1180)
3.      戸隠五郎 Тогакурэ Горо (1200)
4.      戸隠小三太 Тогакурэ Косанта
5.      甲賀鬼三太 Кога Кисанта
6.      金子友春 Канэко Томохару
7.      戸隠龍法 Тогакурэ Рюхо
8.      戸隠岳雲 Тогакурэ Гакуун
9.      木戸小石 Кидо Косэки
10. 伊賀天龍 Ига Тэнрю
11. 上野利平 Уэно Рихэй
12. 上野千里 Уэно Сэнри
13. 上野万二郎 Уэно Мандзиро
14. 飯塚三郎 Иидзука Сабуро
15. 沢田五郎 Савада Горо
16. 大猿一平 Одзару Иппэй
17. 十又八郎 Кимата Хатиро
18. 片岡平座衛門 Катаока Хэидзаэмон
19. 森宇源太 Мори Угэнта
20. 戸田五兵衛 Тода Гогэй
21. 神戸青雲 Кобэ Сэйун
22. 百地幸兵衛 Момоти Кобэи
23. 戸張典善 Тобари Тэндзэн
24. 戸田盛柳信綱 Тода Сэйрю Нобуцуна, эра Кванъэй 1624-1644
25. 戸田不動信近 Тода Фудо Нобутика, эра Мандзи 1658-1681
26. 戸田観五郎信安 Тода Кангоро Нобуясу, эра Тэнна 1681-1704
27. 戸田英三郎信正 Тода Эйсабуро Нобумаса, эра Хойэй 1704-1711
28. 戸田新兵衛正近 Тода Синбэй Масатика, эра Сётоку 1711-1736
29. 戸田新五郎正良 Тода Сингоро Масаёси, эра Гэмбун 1736-1764
30. 戸田大五郎近秀 Тода Дайгоро Тикахидэ, эра Мэйва 1764-1804
31. 戸田大三郎近繁 Тода Дайсабуро Тикасигэ, эра Бунква 1804
32. 戸田真竜軒正光 Тода Синрюкэн Масамицу, род.1824 - ум.1909
33. 高松寿嗣翊翁 Такамацу Тосицугу Ох, род.1888 - ум. 1972
34. 初見良昭 Хацуми Масааки род. 2.12.1931 – действующий сокэ
                                     
Тогакурэ рю нинпо. Общее представление о стиле 戸隠流忍法
 
Тогакурэ рю – это ниндзюцу. Этим, на самом деле, уже и так всё сказано. Тем не менее, отметим всё же, что подразумевается под техникой боя ниндзя в контексте обучения Будзинкан. Все методы, как безоружные, так и с оружием, используемые в данном стиле, носят отпечаток специфических целей и действий воинов-теней: нанести удар и скрыться, вместо того, чтобы сражаться любой ценой; избавиться от захвата и бежать; предчувствовав приближение противника в темноте, атаковать самому или спрятаться раньше, чем будет обнаружен и т.д.
 
Техника нинпо тайдзюцу Тогакурэ рю 忍法体術戸隠流 (методы «безоружного боя» в стиле ниндзя Тогакурэ) подразумевает использование т.н. Санпо хидэн 三法秘伝 («трёх тайных передач») или трёх тайных видов оружия: сюко, сэнбан-сюрикэн и синодакэ (дыхательной трубки, которую также можно использовать как танбо или фукия).
 
Курай дори (камаэ) Тогакурэ рю изначально предусматривают как безоружный вариант, так и вариант использования сюко (сюко тайдзюцу). Кроме того, они выполняются таким образом, чтобы выводить исполнителя в начальное положение для броска мэцубуси, сюрикэн или возможности исполнения мгновенного укэми. Ярким примером такой камаэ является хаппо-но камаэ – восьмисторонняя позиция.
 
Укэми гата (формы падений), не только страхуют ниндзя при падениях, но и позволяют уйти от удара, например, мечом – в особенности, если на его руках надеты сюко. Кроме того, сами падения довольно специфичны, т.к. позволяют мгновенно вскочить на ноги, или выполнить кувырок в неожиданную сторону.
 
  Хацуми Масааки демонстрирует технику укэми сюко тайдзюцу. Обратите внимание, что на ногах сокэ надеты асико – ножные когти Хацуми Масааки демонстрирует технику укэми сюко тайдзюцу. Обратите внимание, что на ногах сокэ надеты асико – ножные когти
Хацуми Масааки демонстрирует технику укэми сюко тайдзюцу. Обратите внимание, что на ногах сокэ надеты асико – ножные когти.
 
Параллельно с этим изучается синоби гаэси и аруки гата. Это методы незаметных перемещений, маскировки и возможности бегства в случае обнаружения. Все эти техники рассчитаны на бросок сюрикэн или мэцубуси (или иное поражение противника) и уход от преследования. Заметим, что главное место в маскировке в стиле Тогакурэ-ниндзя играет техника мокутон – т.е. использование деревьев, травы, кустарника и т.д. для маскировки и бегства. Не случайно ниндзя Тогакурэ были известны под именем «куса» - «трава». Сюда же относится и сётэн-но дзюцу – метод взбегания на вертикальные поверхности.
 
Такамацу Тосицугу саю удэ тонсо ката из комплекса Санто Тонко Такамацу показывает, где ниндзя хранит сэнбан-сюрикэн и мэцубуси 
Слева: Такамацу Тосицугу саю удэ тонсо ката из комплекса Санто Тонко.
Справа: Такамацу показывает, где ниндзя хранит сэнбан-сюрикэн и мэцубуси.
 
Собственно техника безоружного боя рассматривается в форме Тогакурэ ниндзя дзюни гата или Санто Тонко но ката. Большинство из техник в этом комплексе рассматривают уже произошедшее нападение противника: захват, атаку мечом и т.п., без каких бы то ни было подготовительных действий или, тем более, ритуальных поклонов. В каждой технике используется ослепляющая смесь (мэцубуси) и/или сюрикэн. Есть формы как против одного, так и двух-трёх и более противников. Естественно, все техники могут выполняться как в безоружном варианте, так и сюко на руках. Во всех ката действия разворачиваются по сходному сценарию: атака или угроза противника (как спереди, так и сзади, а также «кольцом», если нападающих более трёх) – контратака ударом или броском – ослепление нападающего или поверженного противника – ускользание в момент замешательства – «исчезновение» (маскировка). И хотя собственно контратакующие действия представляют собой достаточно простые действия в стиле коппо или хакуда (жёсткого дзюдзюцу), в комбинации с применением ослепляющей смеси мэцубуси и техники ускользания, в Тогакурэ рю они «звучат» совершенно по-иному.
 
Технику «ускользания» при атаке троих нападающих с мечами демонстрирует Хацуми Масааки Технику «ускользания» при атаке троих нападающих с мечами демонстрирует Хацуми Масааки 
Технику «ускользания» при атаке троих нападающих с мечами демонстрирует Хацуми Масааки
(фото из книги «Путь ниндзя: секретные техники»)
 
Помимо нинпо тайдзюцу, в Будзинкан также изучается Тогакурэ ниндзя бикэндзюцу – «техника секретного меча в стиле ниндзя Тогакурэ». Это включает в себя методы использования не только собственно меча ниндзя (ниндзя-то), но и мечей еще нескольких видов: сикоро-гатана (меча-пилы), одати (очень длинного меча) и некоторых других, но упор сделан именно на использовании ниндзя-то – короткого (с длиной лезвия до 45 см), практически прямого клинка в ножнах большей, чем необходимо, длины.
 
Вначале изучаются формы курай дори, включающие в себя методы ношения меча (тай то) и камаэ. Камаэ включают в себя также технику тотоку хиёси – методы отражения летящих сюрикэн или стрел из специфического положения – тотоку-хиёси-но камаэ.
 
Затем изучаются методы ниндзя иайдзюцу (батто), использующие длину клинка ниндзя как преимущество – например, прыжком сблизившись и опережая ударом по запястью атаку противника с близкой дистанции (техника иай маай) или выхватывая меч из-за спины справа, прячась за предметом или напарником (техника кагэ-но итто). Также предполагается использование мэцубуси как броском руки (перед выхватыванием меча), так и махом ножен (техника итто рёдан). Существуют также методы использования меча в качестве импровизированных «вил» для снопа горящей соломы, который вначале может служить отвлекающим щитом, а затем довольно неприятным метательным средством, который будучи брошенным в противника, может поджечь его одежду или волосы, а также опалить глаза и лицо.
 
 Кагэ-но итто в исполнении сокэ Хацуми
Кагэ-но итто в исполнении сокэ Хацуми
 
Ниндзя бикэн гата 忍者秘剣型 (формы секретного меча ниндзя) включает в себя девять техник использования меча ниндзя. В полной мере используются преимущества короткого и легкого меча – возможность работы одной рукой, скорость уколов, а также дополнительные возможности в виде мэцубуси, сюко (на левой руке), ударов ногами, рукоятью и гардой меча, ножнами и т.д… Некоторые формы можно использовать вдвоём против одного противника.
 
Отличительной особенностью техники Тогакурэ рю от других школ, входящих в обучение Будзинкан, является работа над развитием паранормальных способностей по предчувствию и предвосхищению атак противника (саккидзюцу殺気術), находящегося или подкрадывающегося со спины. И хотя более ранние техники также направлены на развитие шестого чувства, есть и специфические упражнения, направленные именно на развитие сакки.Они рассматриваются в комплексе хидэн гата.
Также в традиции Тогакурэ рю изучается использование кёкэцу сёгё, фукия (синодакэ), дзюмондзи-каги яри и др.но эта техника не описана в дэнсё - она передаётся только устно от учителя к ученику (кудэн).
 
Тогакурэ рю нинпо тайдзюцу и ниндзя бикэндзюцу мокуроку.
 
Каталог приёмов戸隠流忍法体術・忍者秘剣術目録
 
忍法体術 Нинпо тайдзюцу:
 
1. 位取 Курай дори ( камаэ)
1.      八方之構Хаппо-но камаэ
2.      一之構Ити но камаэ
3.      飛鳥隠之構Хитё гакурэ-но камаэ
4.      飛鳥体当之構Хитё тайатэ-но камаэ
 
目潰し Мэ цубуси
 
2. 忍び武器Синоби буки
·        手甲 Сюко
·        手裏剣 Сюрикэн
·        芝之竹Синодакэ
 
3. 木遁之術 Мокутон но дзюцу
 
4. 歩き型Аруки гата
1.      横歩きёко аруки
2.      探り歩きсагури аруки
 
5. 昇天の術 сётэн но дзюцу  
 
6. 体術受身型 Тайдзюцу укэми гата
1.      返し鳥Каэси дори
2.      拳流Кэннагарэ
3.      一之構Ити но камаэ
4.      一刀捕Итто дори
5.      横蹴Йоко гэри
6.      一刀斬Итто гири
 
7. 忍返型Синобигаэсигата
1.      重返Сигэгаэси
2.      重捕Сигэдори
3.      横流Ёко нагарэ
4.    後流Усиро нагарэ
 
8. 泉透遁甲Санто тонко
1.      右片腕遁走型 Мигиката удэ тонсо гата
2.      左片腕遁走型 Хидариката удэ тонсо гата
3.      右手首筋遁走型 Мигитэкуби судзи тонсо гата
4.      当込遁走型 Атэкоми тонсо гата
5.      小手打遁走型Котэюти тонсо гата
6.      右打遁走型 Мигиюти тонсо гата
7.      左右雲隠之型 Саю кумогакурэ-но ката
8.      攻勢霧隠型Косэйкири гакурэ гата
 
9. 殺気術Саккидзюцу
 
10. 秘伝型Хидэнгата
1.      中返Тю гаэси
2.      横返Йоко гаэси
3.      飛返Тоби гаэси
4.      切返Киригаэси
 
忍者秘剣術 Ниндзя бикэндзюцу
 
1. 位取 Курай дори
 
·        五法之帯刀 Тай то
 
·        目潰し  Мэцубуси
 
·        構 Камаэ
1.      一え構 ити но камаэ
2.      正眼え構 сэйган но камаэ
3.      中段え構 тюдан но камаэ
4.      下段え構 гэдан но камаэ
5.      棟 水 え 構 тосуй но камаэ
6.      八相え構 хассо но камаэ
7.      霞え構 касуми но камаэ
8.      刀匿俵姿 тотоку хийоси
 
2. 忍者居合Ниндзя иай
1.      片手抜き кататэ нуки
2.      片手抜き目潰し変化 кататэ нуки мэцубуси хэнка
3.      濃口切り коикути кири
4.      居合間合 иай маай
5.      影の一刀 кагэ но итто
 
3. 忍者秘剣 Ниндзя бикэн
1.      悲離之剣 Хирю но кэн
2.      霞之剣 Касуми но кэн
3.      無想剣之構浦波 Мусо но камаэ ура нами 
4.      打搭之剣Дато но кэн
5.      一閃剣 Иссэн кэн
6.      雷光之剣 Райко но кэн
7.      一刀投 Итто нагэ
8.      捨身Сутэми
9.      切返Кири каэси
10. 手之打Тэ но ути
11. 体形一刀Таинари Итто
 
4. 鞘Сая
1.      一刀瑠弾итто рёдан
2.      鞘当Сая атэ
 
5. 下げ緒 Сагэо
1.      下げ緒型その一Сагэогата соно ити
2.      下げ緒型その二Сагэо гата сонно ни
 
И в заключении еще несколько слов о Тогакурэ рю. Для последователей Будзинкан этот стиль несёт еще одну очень важную идею – «сэкай-кагами» 世界鏡- «Мир как зеркало». Как человек относится к миру, так и мир относится к нему. Если человек зол на весь мир, то и весь мир будет относится к нему соответственно. Если человек считает всех глупцами, люди также не будут считать его умным. Вынашивающий коварные планы, в конце концов, сам падёт от интриг. Хацуми-сэнсэй говорит, что это похоже на эхо (ямабико): что человек крикнет в горах, то он и услышит в ответ, только многократно усиленным...[5]
 
Например, человек, который отказывается от подарков, боясь оказаться зависимым от других – на деле он не доверяет самому себе, потому что думает, что подарок может «обязать его сделать что-то, что не согласуется с его принципами». По этой же причине он не дарит подарков другим, так как «боится поставить человека в неловкое положение». В результате он становится недоверчивым и злым, так как ему непонятно, почему же никто даже не пытается ему что-то подарить... Таких примеров можно привести очень много.
 
Прежде всего следует сохранять чистое сердце, непоколебимый дух и уметь отличать правду от лжи – почаще «смотреть на себя в зеркало» - только так ниндзя может достичь высочайшего мастерства не только в боевом искусстве, но и в способе жить простой и счастливой жизнью. Скоро на сайте вы также найдёте виртуальную экскурсию по музею Тогакурэ-ниндзя.
 
 
«Дзанки хицумэцу, сэйдзя рутэн»  
(«Добро и зло постоянно меняется местами:
Те, кто думает о мече, умрут от меча» )
Картина Хацуми Масааки
 


[1] Как Тогакурэ рю, Ига рю, Хакуун рю ниндзюцу, так и другие различные рю, развившиеся впоследствии, имеют свои специализации и традиции, но истоки всех боевых искусств Ига соотносятся с рю, основанной Икаи на горе Такэо (регион Ига). В их основе лежат знания, привезенные генералом из Китая
[2] Сегодня это префектура Нагано (на границе Нагано и Гунма-кэн) в национальном парке Дзёсинэцу  
[3] Подробнее об этом можно прочитать в «Ёсицунэ ки» и «Хэйкэ моногатари», а также многочисленных художественных и научно-попопулярных книгах, посвященных этому периоду в истории средневековой Японии – прим. автора
[4] Это искусство до сих пор практикуется в Будзинкан и называется сётэн но дзюцу – «искусство подниматься по лестнице на Небеса» - прим. автора
[5] Это очень напоминает русскую пословицу «что посеешь – то и пожнёшь», но принцип «сэкай-кагами» касается не только поступков, как в случае пословицы, но и мыслей, и слов, и даже самого характера человека

Школы "Будзинкана":

 

в начало



Поиск


Cобытия, Новости
все новости

Будущие семинары
все семинары

Прошедшие семинары
27-29 апреля 2018 г. , Тема: "От кихон хаппо к иккэн хассо: Синдэн Фудо рю тэн-но ката". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

24-25 марта 2018г., Тема: Гэндай Госиндзюцу - современная самозащита. Сихан Мирошкин Павел , Место проведения: г. Минск (Беларусь)

3 марта 2018г. з 13:00 по 15:00, Тема: Вебинар-9. Важные аспекты ниндзюцу – самозащита и выживание., Место проведения: Интернет

9-11 февраля 2018 г. , Тема: Семинар "Такаги Ёсин рю Сёдэн-гата омотэ и ура". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

12-14 января 2018г., Тема: Танто дзюцу. Маврин А.Л. (10-й дан), Место проведения: г. Брест (Беларусь)

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!