Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

忍び鉤 Синоби каги – различные крюки ниндзя

 
忍び鉤 Синоби каги – различные крюки ниндзя

В.В. Момот

В арсенале ниндзя существует большое количество инструментов и оружия, в названии которых присутствует иероглиф  «каги» (или, в другом прочтении «ко») – «крюк». Простота изготовления и удобство скрытого ношения, лёгкость и универсальность сделало эти незамысловатые, в сущности, предметы, незаменимыми для средневековых лазутчиков. Существуют самые разнообразные крючки, крюки и крючья, применявшиеся для влезания на высокие стены, ближнего боя, взлома…
Их форма, размеры и вес точно описаны в самих знаменитых трактатах ниндзя – «Бансэнсюкай» и «Нинпидэн».
Впрочем, давайте рассмотрим подробнее их основные разновидности.

Утикаги 内鉤 или 手鈎 тэкаги 
Самым простым и, в то же время весьма универсальным приспособлением ниндзя был и остаётся обычный крюк, удерживаемый в руке (утикаги или тэкаги).
При помощи подобных крючьев простые жители Японии выполняли и выполняют огромное количество подсобных работ – начиная от погрузки и переноски снопов риса или вскрытия пробок на бочонках с сакэ и заканчивая разделыванием свежей рыбы и плетением корзин. Существует огромное количество вариантов утикаги – маленькие, побольше, совсем большие, без рукоятки, с простой рукоятью, длинной рукоятью и т.д.


Утикаги (тэкаги)

Ниндзя использовали подобные крючья для влезания на дерево или стену замка, для того, чтобы что-то поддеть или зацепить, и, конечно же, для ближнего боя – используя эффект неожиданности, зажимая крюк в руке, ниндзя в мгновение ока мог нанести противнику страшные раны, разорвав ему горло или живот, выколов глаз или пробив висок – особенно, если жертва не была защищёна доспехами и не ожидала нападения.
Изготовить такой крюк особого труда не стоило, избавиться от него было не жалко – хотя, впрочем, и ходить с ним под видом рыбака или простого селянина можно было совершенно свободно. Именно от этого незамысловатого орудия и ведет своё начало всё «семейство» крюков, используемых ниндзя в своей деятельности.




На фото: современные японцы, как и 1000 лет назад, используют тэкаги для своих хозяйственных нужд.

Кагинава 鉤縄

Если к описанному выше простому крюку привязать длинную, тонкую и прочную верёвку, по некоторым сведениям, сплетенную из женских волос - получится легендарный и порой жизненно важный вид оружия и инструмент ниндзя: т.н. «кагинава» (буквальный перевод «крюк-верёвка»), входящий в одну из шести обязательных вещей шпиона – «синоби-рокугу».


Слева: «классическая» кагинава; справа: икарикаги («якорь-крюк»)

Историки до сих пор не могут сойтись во мнении, что стало использоваться раньше – метод связывания и ближнего боя или метод преодоления высоких препятствий (заборов, стен и т.д.) при помощи крюка и верёвки и кто первым стал использовать веревку с крюком на конце в различных военных целях. Кто-то проводит параллели с китайскими гибкими видами оружия, кто-то – приписывает это изобретение пиратам японских морей… «Истина где-то рядом», - как сказал бы агент Малдер из «Х-файлов». Наверняка же можно сказать только одно: ниндзя использовали кагинава и для ближнего боя, и для преодоления препятствий; использовали часто и с большим успехом, что и отразилось во всех дошедших до нас документах, посвящённых их оружию и снаряжению.
В бою кагинава используют следующим образом: крюк вгоняется в одежду (и/или в тело под ней, если противника не собираются оставлять в живых), цепляется за пояс или за какую либо часть доспеха, т.е. создаёт отправную точку для начала связывания верёвкой, после чего ниндзя, подобно пауку, в считанные секунды «треножит» врага и валит его на землю, где окончательно добивает или «довязывавает». В период правления Бакуфу Токугава подобное использование кагинава стало прерогативой мэцукэ – полицейских, правда, уже исключительно в целях захвата преступника живьём. Входит изучение техники связывания при помощи кагинава и в некоторые практикуемые сегодня школы корю дзюдзюцу (где её также называют торинава, т.е. «верёвка для захвата [противника живьём]»). Кроме того, существуют многочисленные вариации на тему кагинава, где вместо крюка используются грузик (фундонава), кольцо (каннава), металлический гвоздь (харинава) и т.п., но к описываемому здесь предмету это уже не относится.


Различные утикаги (1), кагинава, в том числе складная из четырёх крюков (внизу)
(2), Двузубый икарикаги (3) и синоби-кумадэ: один из вариантов складного шеста-лестницы
с двух или трёхзубым крюком на конце.


Если для боя в подобной манере одинарный крюк подходит отлично, то для преодоления стен и др. препятствий – не вполне. Поэтому ниндзя разработали, по крайней мере, с десяток вариаций на тему кагинава, вернее, её крюка. Их изображения и описания пытливый читатель может найти на страницах самой известной «энциклопедии» ниндзя – «Бансэнсюкай». Встречаются самые разнообразные формы крюка: одинарные, двойные, тройные направленные в одну сторону, подобно когтям зверя (часто подобную форму называют 鉤熊手 кагикумадэ – «крюк-лапа медведя», или просто «кумадэ») или в разные стороны; похожие на маленькие якоря с тремя или четырьмя крюками направленными под 120 или 90 градусов друг к другу – («икарикаги» 錨鉤) и даже складные кагинава, состоящие из 3-4 крюков и соединительной шайбы-кольца.


  1. 2. 

3. 4.
1. «Бансэнсюкай» - обычная «двузубая» кагинава и складной вариант «четырехзубой»;
2. «Бансэнсюкай»: «трехзубая» разборная кагинава;
3: «Дзюдзюцу кэнбо дзукай хикэцу»: кагинава (вверху) и фундонава (внизу);
4. «Дзюдзюцу кэнбо дзукай хикэцу»: техника связывания при помощи кагинава.


Сам по себе крюк весил от 100 до 200 грамм, но чтобы научиться попадать им точно и на большую высоту, требовалась определенная тренировка. На верёвке для облегчения и скорости влезания вязались петлевые узлы. Многие читатели ошибочно полагают, что это делалось для того, чтобы вставлять в петли ноги или хвататься за узлы руками – это не так. Основной метод использования 結縄 мусубинава («верёвки с узлами») заключается в том, что ниндзя цеплялся за узлы межпальцевым пространством между большим и вторым пальцем ног, чему способствует форма японских носков – таби и, естественно, обувь ниндзя также. Быстро перебирая руками и ногами, ниндзя буквально «взбегал по верёвке» наверх. Американский журналист Энди Эдамс в своей книге «Ниндзя – невидимые убийцы» написал, что он лично был свидетелем подобного «забега» нашего сокэ Хацуми Масааки в середине 60-х годов на крышу собственного дома…


Метод завязывания узлов на верёвке от кагинава
(из книги Хацуми М. «Ниндзюцу – история и традиции»)


Без узлов по верёвке влезают иначе: спиной к стене, определенным способом опутывая одну из ног изнутри вокруг бедра и голени наружу и вновь внутрь через подъём стопы и прижимая верёвку к подъёму этой ноги подошвой второй ноги. Используя этот способ, можно не только весьма долго ожидать, к примеру, прохода часового на стене или под стеной, но и освободить руки, для того, чтобы воспользоваться оружием – например, фукия. Естественно, оба способа требуют ловкости, координации и тренировки: хотя, хочу вас уверить – вы без труда овладеете этими способами, если в течении пары месяцев будете тренироваться ежедневно хотя бы по 15-20 мин. То же касается заброса крюка, который также вызывает различные неверные толкования, происходящие от банального незнания методов.



1. (Слева) Метод влезания по верёвке с узлами (демонстрирует сэнсэй Курои Хиромицу); 2. (Справа) Метод влезания по верёвке без узлов (на фото 4 видно, что ниндзя имеет возможность пользоваться руками, оставаясь на верёвке – демонстрирует сихан Бад Мальстром). Напомним, что возле стены этот метод влезания используется лицом от неё.


Если стена невысокая, крюк забрасывается, как при броске гирьки кусаригама вперёд: раскручивая крюк на верёвке сбоку от тела, резким выбросом руки вверх вперёд крюк отправляется к цели, после чего идёт короткий резкий зацепляющий рывок. Второй способ заброса крюка, если стена высокая – стоя полубоком (спиной к стене), бросать крюк с раскрута за спину вверх – так можно вложить большую силу в бросок, а соответственно, бросить выше, даже с учетом того, что сами по себе крюк или «кошка» весят немного… Использовалась кагинава и для преодоления горизонтальных препятствий: замковых рвов, горных расщелин или промежутков между крышами домов. В этом случае используются также два метода перемещения по верёвке: первый обычный, когда ниндзя повисает на руках и зацепляется за верёвку ногами, и перебирая руками и ногами, движется к намеченной цели; и второй, напоминающий ползание по-пластунски, только по верёвке: ниндзя ложится на верёвку сверху, подгибая одну ногу таким образом, чтобы верёвка попадала в сгиб голеностопа и, подтягивая себя руками, перемещается по верёвке вперед.


Ниндзя, использующий икарикаги для преодоления замкового рва.
Заметьте, что еще одна кагинава находится у него на поясе.
(Один из самых ранних рисунков, изображающих ниндзя в действии.
Иллюстрация к «Такэйки», 1801 г.)



Тэккокаги 手甲鈎 (кумадэ 熊手)
сюко (тэкко) 手甲 и асигаги 足鈎 (асико 足甲)
нэкодэ 猫手


Специальные приспособления в виде когтей, крепившихся на внешней стороне (тэккокаги) или внутренней стороне (тэкаги, сюко) ладони руки, были одним из излюбленных инструментов, но, в большей степени, оружия в арсенале ниндзя. Их можно увидеть практически в любой книге, посвящённой ниндзюцу и в каждом из музеев, существующих сегодня в Японии.





Тэккокаги
Вверху: современная копия тэккокаги; внизу – фото тэккокаги из музея «Ига-Уэно ниндзя ясики»
(конечно возможно, что это копия, но на вид этим «когтям» не меньше сотни лет)

Обычно эти «когти» использовались парами, в обеих руках. С их помощью можно было не только быстро взобраться на дерево или стену, повиснуть на потолочной балке (раздел токи) или разворотить глиняную стену (раздел кайки), но и с высокой эффективностью противостоять воину с мечом или другим длинным оружием (раздел какуси буки). Обычно одной рукой проводят рвущие или прокалывающие защиты, направленные против конечностей противника, а другой – наносят удары по лицу (прежде всего, глазам) или горлу. Аналогичные приспособления, надеваемые на подошву, получили название асико (асикаги). Сюко, или наладонный браслет с когтями и вторым браслетом на запястье, соединённые между собой толстым и довольно широким кожаным ремешком, долгое время было секретным оружием Тогакурэ рю, входившим в т.н. «санпо хидэн» («три [приспособления], передаваемых в тайне»), наряду с утидакэ и сэнбан-сюрикэн. Конструкция сюко такова, что ими можно успешно блокировать и захватывать не только руки, удерживающие меч, но и само оружие противника (что не исключает действий в стиле вышеописанной техники тэккокаги). Движение производится на замахе, в самом начале удара или после того, как ниндзя уклонился от удара (на возвратном движении). Затем клинок, чаще всего, зажимается между двумя или четырьмя зубьями (в случае одновременного захвата двумя руками) и наносятся удары ногами, сопровождающиеся отбиранием оружия. Заметьте, что сюко никогда не подставляют под удар опускающегося меча в опасной зоне контакта, подобно щиту, как наивно полагают некоторые читатели! В программе Будзинкан изучается немало техники с этим видом оружия и, прежде всего, классическая группа техник Тогакурэ рю: укэми гата. Подробнее узнать о технике сюко вы можете, прочитав мою книгу «Тогакурэ рю нинпо тайдзюцу и бикэндзюцу».


Сюко Тогакурэ рю

Нэкодэ, или «кошачьи лапы», представляют собой вариацию на ту же тему: это своеобразные когтистые «напёрстки», надеваемые либо на все, либо на три пальца (большой, указательный и средний) руки и использующиеся как оружие ближнего боя. Нередко использовался женщинами-ниндзя – легендарными куноити.


Нэкодэ – «кошачьи лапы»

枢鉤 Куророкаги (или 絡繰鉤 каракурикаги) и 丸鉤 марукаги

И напоследок еще пару "крюков". Эти крюки относятся к разделу 開器 «кайки» («приспособления для открывания») по классификации инструментов ниндзя, представленных в «Бансэнсюкай».
枢鉤
Куророкаги - это вполне стандартный плотницкий инструмент, применявшийся ниндзя почти без изменений для того, чтобы просунуть его в щель между створками дверей или ставней и поддеть задвижку. В «Нинпидэн» он изображен с деревянной ручкой длиной около 15 см, с отверстием в нижнем торце, через которое пропущен шнурок. Железная часть представляет собой Г-образная пластинка, шириной 0,5 см, ширину 6 см и общую длину около 36 см.


Куророкаги (каракурикаги)
Слева – страница из «Нинпидэн», на которой показан и описан этот инструмент

Разновидностью куророкаги является марукаги – «закруглённый крюк». С его помощью открывали большие замки, т.е. фактически это – большая отмычка.



Марукаги


Поиск


Cобытия, Новости
22/11/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай. Дзё и Сэйсин хэн"

05/03/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Иннин хэн"

09/10/15 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Ёнин хэн"

05/01/13 Заказ книги-перевода "Нинпидэн"

10/06/12 Издан полный перевод "Сёнинки"

все новости

Будущие семинары
все семинары

Прошедшие семинары
13-14 октября 2017 г., Тема: Кёдзицу. Хо, тэнкан, хэнка. Теория и практика.Сихан Мирошкин Павел , Место проведения: Санкт-Петербург. Россия

7-8 октября 2017г., Тема: Будзинкан - как комплексная система развития тела и сознания, Место проведения: г. Минск (Беларусь)

29 сентября – 1 октября 2017 г. , Тема: Эда-коппо, сунтэцу, явара, tactical pen: традиционные и современные аспекты использования короткой палочки как оружия кастетного типа. Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

23-24 сентября 2017г. , Тема: Стальная Грань XIX, Место проведения: г. Киев

С 11.09.17 по 19.09.17 , Тема: Тренировки в Японии, Место проведения: Япония

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!

салют