Если для боя в подобной манере одинарный крюк подходит отлично, то для преодоления стен и др. препятствий – не вполне. Поэтому ниндзя разработали, по крайней мере, с десяток вариаций на тему
кагинава, вернее, её крюка. Их изображения и описания пытливый читатель может найти на страницах самой известной «энциклопедии» ниндзя –
«Бансэнсюкай». Встречаются самые разнообразные формы крюка: одинарные, двойные, тройные направленные в одну сторону, подобно когтям зверя (часто подобную форму называют
鉤熊手 кагикумадэ – «крюк-лапа медведя», или просто
«кумадэ») или в разные стороны; похожие на маленькие якоря с тремя или четырьмя крюками направленными под 120 или 90 градусов друг к другу – (
«икарикаги» 錨鉤) и даже складные
кагинава, состоящие из 3-4 крюков и соединительной шайбы-кольца.
1.

2.
3.

4.

1. «Бансэнсюкай» - обычная «двузубая» кагинава и складной вариант «четырехзубой»;
2. «Бансэнсюкай»: «трехзубая» разборная кагинава;
3: «Дзюдзюцу кэнбо дзукай хикэцу»: кагинава (вверху) и фундонава (внизу);
4. «Дзюдзюцу кэнбо дзукай хикэцу»: техника связывания при помощи кагинава.
Сам по себе крюк весил от 100 до 200 грамм, но чтобы научиться попадать им точно и на большую высоту, требовалась определенная тренировка. На верёвке для облегчения и скорости влезания вязались петлевые узлы. Многие читатели ошибочно полагают, что это делалось для того, чтобы вставлять в петли ноги или хвататься за узлы руками – это не так. Основной метод использования
結縄 мусубинава («верёвки с узлами») заключается в том, что ниндзя цеплялся за узлы межпальцевым пространством между большим и вторым пальцем ног, чему способствует форма японских носков – таби и, естественно, обувь ниндзя также. Быстро перебирая руками и ногами, ниндзя буквально «взбегал по верёвке» наверх. Американский журналист Энди Эдамс в своей книге «Ниндзя – невидимые убийцы» написал, что он лично был свидетелем подобного «забега» нашего сокэ Хацуми Масааки в середине 60-х годов на крышу собственного дома…
Метод завязывания узлов на верёвке от кагинава
(из книги Хацуми М. «Ниндзюцу – история и традиции»)
Без узлов по верёвке влезают иначе: спиной к стене, определенным способом опутывая одну из ног изнутри вокруг бедра и голени наружу и вновь внутрь через подъём стопы и прижимая верёвку к подъёму этой ноги подошвой второй ноги. Используя этот способ, можно не только весьма долго ожидать, к примеру, прохода часового на стене или под стеной, но и освободить руки, для того, чтобы воспользоваться оружием – например, фукия. Естественно, оба способа требуют ловкости, координации и тренировки: хотя, хочу вас уверить – вы без труда овладеете этими способами, если в течении пары месяцев будете тренироваться ежедневно хотя бы по 15-20 мин. То же касается заброса крюка, который также вызывает различные неверные толкования, происходящие от банального незнания методов.
1
. (Слева) Метод влезания по верёвке с узлами (демонстрирует сэнсэй Курои Хиромицу); 2. (Справа) Метод влезания по верёвке без узлов (на фото 4 видно, что ниндзя имеет возможность пользоваться руками, оставаясь на верёвке – демонстрирует сихан Бад Мальстром). Напомним, что возле стены этот метод влезания используется лицом от неё. Если стена невысокая, крюк забрасывается, как при броске гирьки
кусаригама вперёд: раскручивая крюк на верёвке сбоку от тела, резким выбросом руки вверх вперёд крюк отправляется к цели, после чего идёт короткий резкий зацепляющий рывок. Второй способ заброса крюка, если стена высокая – стоя полубоком (спиной к стене), бросать крюк с раскрута за спину вверх – так можно вложить большую силу в бросок, а соответственно, бросить выше, даже с учетом того, что сами по себе крюк или «кошка» весят немного… Использовалась
кагинава и для преодоления горизонтальных препятствий: замковых рвов, горных расщелин или промежутков между крышами домов. В этом случае используются также два метода перемещения по верёвке: первый обычный, когда ниндзя повисает на руках и зацепляется за верёвку ногами, и перебирая руками и ногами, движется к намеченной цели; и второй, напоминающий ползание по-пластунски, только по верёвке: ниндзя ложится на верёвку сверху, подгибая одну ногу таким образом, чтобы верёвка попадала в сгиб голеностопа и, подтягивая себя руками, перемещается по верёвке вперед.
Ниндзя, использующий икарикаги для преодоления замкового рва.
Заметьте, что еще одна кагинава находится у него на поясе.
(Один из самых ранних рисунков, изображающих ниндзя в действии.
Иллюстрация к «Такэйки», 1801 г.)
Тэккокаги 手甲鈎 (кумадэ 熊手)
сюко (тэкко) 手甲 и асигаги 足鈎 (асико 足甲)
нэкодэ 猫手 Специальные приспособления в виде когтей, крепившихся на внешней стороне (
тэккокаги) или внутренней стороне (
тэкаги,
сюко) ладони руки, были одним из излюбленных инструментов, но, в большей степени, оружия в арсенале ниндзя. Их можно увидеть практически в любой книге, посвящённой
ниндзюцу и в каждом из музеев, существующих сегодня в Японии.
Тэккокаги
Вверху: современная копия тэккокаги; внизу – фото тэккокаги из музея «Ига-Уэно ниндзя ясики»
(конечно возможно, что это копия, но на вид этим «когтям» не меньше сотни лет)
Обычно эти «когти» использовались парами, в обеих руках. С их помощью можно было не только быстро взобраться на дерево или стену, повиснуть на потолочной балке (раздел
токи) или разворотить глиняную стену (раздел
кайки), но и с высокой эффективностью противостоять воину с мечом или другим длинным оружием (раздел
какуси буки). Обычно одной рукой проводят рвущие или прокалывающие защиты, направленные против конечностей противника, а другой – наносят удары по лицу (прежде всего, глазам) или горлу. Аналогичные приспособления, надеваемые на подошву, получили название
асико (
асикаги).
Сюко, или наладонный браслет с когтями и вторым браслетом на запястье, соединённые между собой толстым и довольно широким кожаным ремешком, долгое время было секретным оружием
Тогакурэ рю, входившим в т.н. «
санпо хидэн» («три [приспособления], передаваемых в тайне»), наряду с
утидакэ и
сэнбан-сюрикэн. Конструкция
сюко такова, что ими можно успешно блокировать и захватывать не только руки, удерживающие меч, но и само оружие противника (что не исключает действий в стиле вышеописанной техники
тэккокаги). Движение производится на замахе, в самом начале удара или после того, как ниндзя уклонился от удара (на возвратном движении). Затем клинок, чаще всего, зажимается между двумя или четырьмя зубьями (в случае одновременного захвата двумя руками) и наносятся удары ногами, сопровождающиеся отбиранием оружия. Заметьте, что
сюко никогда не подставляют под удар опускающегося меча в опасной зоне контакта, подобно щиту, как наивно полагают некоторые читатели! В программе
Будзинкан изучается немало техники с этим видом оружия и, прежде всего, классическая группа техник
Тогакурэ рю: укэми гата. Подробнее узнать о технике
сюко вы можете, прочитав мою книгу «
Тогакурэ рю нинпо тайдзюцу и бикэндзюцу».
Сюко Тогакурэ рю
Нэкодэ, или «кошачьи лапы», представляют собой вариацию на ту же тему: это своеобразные когтистые «напёрстки», надеваемые либо на все, либо на три пальца (большой, указательный и средний) руки и использующиеся как оружие ближнего боя. Нередко использовался женщинами-ниндзя – легендарными
куноити.
Нэкодэ – «кошачьи лапы»
枢鉤 Куророкаги (или 絡繰鉤 каракурикаги) и 丸鉤 марукаги И напоследок еще пару "крюков". Эти крюки относятся к разделу
開器 «кайки» («приспособления для открывания») по классификации инструментов ниндзя, представленных в
«Бансэнсюкай».
枢鉤 Куророкаги - это вполне стандартный плотницкий инструмент, применявшийся ниндзя почти без изменений для того, чтобы просунуть его в щель между створками дверей или ставней и поддеть задвижку. В
«Нинпидэн» он изображен с деревянной ручкой длиной около 15 см, с отверстием в нижнем торце, через которое пропущен шнурок. Железная часть представляет собой Г-образная пластинка, шириной 0,5 см, ширину 6 см и общую длину около 36 см.
Куророкаги (каракурикаги)
Слева – страница из «Нинпидэн», на которой показан и описан этот инструмент
Разновидностью
куророкаги является
марукаги – «закруглённый крюк». С его помощью открывали большие замки, т.е. фактически это – большая отмычка.
Марукаги