Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

忍び暗号術 Синоби ангодзюцу. Шифры, секретные коды и пароли ниндзя

 
Известно, что расцвет ниндзюцу в Японии приходится на период Сэнгоку Дзидай 戦国時代 (т.н. «Период воюющих царств» - 1467-1573 гг.). Именно в это смутное время мастерство синоби было, как никогда, востребовано и жизненно необходимо практически всем враждующим сторонам раздираемой войнами феодальной Японии. Главной деятельностью ниндзя – непревзойдённых мастеров маскировки, камуфляжа, бесшумных перемещений и т.п. - в этот период истории страны Восходящего Солнца стали разведка и шпионаж (諜法 тёхоили 間諜術 кантёдзюцу). Услуги ниндзя ценились весьма высоко, и бедные даймё не могли позволить себе больше десятка агентов; в то же время на службе богатых феодалов, таких, как, к примеру, Такэда Сингэн, состояло до более семи сотен ниндзя, ядро которых составляли несколько десятков специалистов высочайшего уровня и, в том числе, целая сеть женщин-шпионок - куноити.
Существует мнение, что именно в период Сэнгоку Дзидай возникла и знаменитая «пирамидальная» структура в среде дотоле разрозненных семей ниндзя [1]. Создание организаций, профессионально занимающихся разведкой, шпионажем и т.п. было продиктовано реалиями военного времени – так стремились уже не просто выжить, но и активно повлиять на события, происходящие в их стране. Кроме того, всю страну накрыла сеть доносчиков, информаторов, соглядатаев, предателей и просто невольно ставших свидетелем чего бы то ни было и стремящихся продать свои знания подороже; началась тотальная тайная война, в которой жизненно необходимым стало умение не только суметь собрать но и зашифровать необходимую информацию, сделав нечитабельной или вовсе непонятной для посторонних[2], а также как можно более полно и подробно, и, главное, вовремя довести собранные данные до сведения своего руководства.
Для составления краткого донесения, состоявшего из двух-трёх фраз или даже слов, требовались одни методы, а для составления подробных отчётов – другие; нужны были коды, которые вообще не выглядели посланиями и пароли для встреч двух агентов, не знающих друг друга или намеренно скрывающих свои лица во избежание дальнейшего опознания и провала миссии... Кроме того, было важно быстро доставить сведения по назначению, так как известно, что в определённых случаях бывает, что «промедление смерти подобно».
Все эти методы и способы были классифицируются под общим названием 暗号術ангодзюцу – «искусство [составлять и читать] секретные послания». Что нам известно об этом сегодня? Достаточно много. Мы знаем, что для решения всех этих задач ниндзя разработали множество систем кодов, шифров, паролей и методов передачи информации, некоторые из которых были безвозвратно утеряны, но о некоторых сохранились исторические записи и даже руководства по их использованию – такие, как, к примеру, описаны в третьем томе знаменитой «энциклопедии» ниндзюцу 万川集海 «Бансэнсюкай».
Вопреки расхожему мнению о феноменальной зрительной памяти ниндзя, рядовым агентам рекомендовалось не просто запоминать полученную информацию, но и тщательно фиксировать её на бумаге, для чего в наставлениях по ниндзюцу рекомендовалось постоянно носить с собой карандаш (грифель или мелок - сэкихицу 石筆) или компактный металлический пенал с кистью и чернильницей (ятатэ 矢立), относя их к первоочередным вещам для действующего в тылу врага лазутчика, как например, это сделано в 正忍記«Сёнинки» (см. синоби-рокугу). Однако, в случае обнаружения таких «заметок», написанных понятным для всех языком, ниндзя ждала медленная и мучительная смерть под пытками, чего, по понятным причинам, им хотелось избежать любым доступным способом. Поэтому послания, написанные обычными иероглифами, при угрозе провала рекомендовалось уничтожить без следа: лучше всего, сжечь, или просто съесть их. Чуть позднее даже появился метод проглотить секретное послание для того, чтобы в таком виде доставить его по назначению. Записи предварительно заворачивались в более плотную бумагу и залеплялись специально обработанным воском, и в таком виде проглатывались (по размеру такой пакетик должен был быть не больше сливовой ягоды). Сокэ Хацуми Масааки как-то продемонстрировал данный метод (梅干しの法 умэбоси но хо – «метод сушёной сливы») журналисту, проглотив в начале разговора ягоду винограда, а затем отрыгнув её в конце беседы целой и невредимой. Если по времени «доставка» была более продолжительной, ниндзя не пытался отрыгнуть «сливу», а ждал, пока донесение не выйдет естественным путём…[3]
Но такой метод, по видимому, был не всегда эффективен, так как часто требовалось оставить послание для другого агента (агентов), а не доставлять его лично – при этом времени на оборудование специального тайника, или возможности подойти к нему не было. Так появились коды ниндзя, не выглядящие чем-то, с помощью чего можно зафиксировать и передать информацию, но при помощи которых можно было оставить краткое послание даже на видном месте.
Самым простым способом написать записку так, чтобы её было невозможно прочитать постороннему, является метод «невидимого письма условными знаками в два слоя» («какусисё футаэфу но хо» 隠書二重符之法). Он представляет собой известный сегодня каждому способ писать импровизированными невидимыми «чернилами», типа лимонного сока или яичного белка между строк обычного письма или на страницах книги, которые можно было без опаски носить с собой или передать с человеком, ничего не подозревавшим о том, что именно он несёт. Прочитать же такое послание было можно, предварительно прогрев его над пламенем свечи или смочив слюной (в зависимости от рецепта «чернил»).
Более хитроумным, но всё же довольно простым методом является 印書秘匿の法 инсё-хитоку но хо, или «способ писать тайные знаки». Он заключался в следующем: ниндзя брал короткую палку определенного диаметра и наматывал на неё узкую ленту бумаги, на которой писал сверху вниз так, как будто перед ним был цельный, без разрывов, лист. После этого ленту разматывали и текст становился нечитаемым. Со стороны это выглядело так, как будто ниндзя оторвал от какого-то большого свитка узкую полосу для каких-то своих нужд. Скомканное и брошенное в укромном месте, такое донесение выглядело абсолютно естественно. Прочитать это послание можно было, только имея палку того же диаметра и зная метод намотки бумажной ленты. Чем уже была лента, тем сложнее было прочесть написанное. Ниндзя стремились писать так, чтобы иероглифы приходились не на целые части бумажной ленты, а на её стыки – в этом случае практически все знаки получались разрезанными пополам и определить верхнюю и нижнюю части становилось невозможно, что делало написанное нечитаемым.

Метод инсё-хитоку но хо
Метод инсё-хитоку но хо

Для составления секретных донесений большего объема, ниндзя использовали два основных вида письма, известных сегодня как «синоби-ироха» 忍び伊呂波, или «азбука ниндзя». В их основе лежат стандартные звуки японской азбуки кана, однако, но записываемые совершенно иначе.

Первый набор «тайных знаков» представляет собой не что иное, как древнюю японскую азбуку, используемую еще до появления азбуки кана и уже основательно забытую ко времени Воюющих царств. Именно такой азбукой писали ниндзя из романа Б. Акунина «Алмазная колесница». Как метко заметил один из персонажей книги, чем-то эти знаки похожи на «следы, оставленные змеёй на песке»…

По сути, данная система письменных знаков представляет собой идеальный код, поскольку если человек не имеет ключа к расшифровке, то и прочесть написанное не представляется возможным, т.к. никакого внешнего сходства с существующим японским письмом эта азбука не имеет.

Древняя азбука, использовавшаяся ниндзя для составления секретных донесений
Древняя азбука, использовавшаяся ниндзя для составления секретных донесений. Рядом написаны стандартные знаки азбуки катакана, а также их произношение на русском языке.
Вот как, к примеру, выглядит моё имя (написанное слева направо) данным письмом:

Послание, написанное такими знаками, можно было смело оставлять на видном месте, выцарапав его на доске забора или начертив на земле…
Другой код ниндзя, собственно и известный как синоби-ироха (азбука ниндзя)[4], или Ига-ироха (азбука Ига), представляет собой сочетание знаков «дерево», «огонь», «земля», «металл», «вода», «человек», «тело», записываемых слева и знаков, обозначающих цвета: «цветной» («разноцветный»), «синий», «жёлтый», «красный», «белый», «чёрный» и «пурпурный», записываемых справа так, чтобы в результате получились составные иероглифы.
Вся прелесть этого кода в том, что иероглифов, получаемых в результате сочетания указанных выше знаков, не существует ни в китайской, ни в японской письменности. А если бы они и существовали, то весьма нелепые сочетания, типа «цветной металл - пурпурный человек – жёлтый огонь – разноцветное дерево» (так записывается слово «нинтай» – «терпение») ничего не прояснили тому, кто их прочтёт, кроме человека, знакомого с методом кодировки. Помимо этого, сочетания левого и правого знаков могли, в принципе, легко измениться в случае подозрения на то, что код стал известен противнику.

«Классическая» синоби-ироха и её прочтение
«Классическая» синоби-ироха и её прочтение.

Так синоби-ироха представлена в «Бансэнсюкай» («Сёти», 3 том): «цвета» расположены сверху, а не слева, как в нашей верхней таблице
Так синоби-ироха представлена в «Бансэнсюкай» («Сёти», 3 том): «цвета»
расположены сверху, а не слева, как в нашей верхней таблице.

Менее известна так называемая «семизначная азбука» (七字の假名ситидзи-но кана), использовавшаяся в Кэнсин-рю. В ней знаки японской азбуки катакана или хирагана (которых, как известно читателям, насчитывается 48) расположены так, чтобы при горизонтальном прочтении они дают одну фразу, а при вертикальном – совершенно другую.

Ситидзи-но кана Кэнсин рю
Ситидзи-но кана Кэнсин рю

Так, читая по вертикали первую строку слева мы получим фразу «миката со цуёки» («мы очень сильны»), а первую верхнюю горизонтальную строку – выражение «тэки ва хоро фуру» («враг будет побеждён»). Также можно прочесть и все остальные фразы. Поэтому, для передачи короткого сообщения достаточно было написать, например, «三平», что буквально означает «третья по горизонтали» или «третья горизонталь». Кодирование более сложных, или выходящих за рамки имеющихся коротких выражений происходило несколько иначе. Метод очень напоминает систему обозначения ходов, известную нам из шахмат - чтобы написать один необходимый знак азбуки, брался первый знак из соответствующей горизонтальной строки и первый знак из вертикальной строки. Эти два знака при пересечении строк указывали на истинный используемый знак. Например, нам надо написать приказ к отступлению. Закодированное послание будет выглядеть так: つろかわみて «цурокавамитэ», что при прочтении не будет иметь никакого смысла. Однако, после расшифровки мы получим слово こたい (котаи - «отступление»)…
Более сложным методом подобного кодирования являлся метод замещения уже не знака азбуки, а одного иероглифа другим, по заранее составленной таблице, имевшейся у резидента и его нанимателя.
Так, например, до нас дошёл код 言葉通スル貝ノ灼事 кохобацу сорукай но сякугото (что приблизительно можно перевести как «слова, подходящие как две половинки раковины, используемые чудесным образом»), представленный в «Бансэнсюкай». Используя этот код, ниндзя заменял иероглифы или их сочетания другими, согласно представленной таблице, и таким образом, зашифровывал послание. Кроме того, такие сочетания иероглифов можно было использовать как пароль и отзыв на него (см. ниже).

Таблица вышеописанного кода из «Бансэнсюкай
Таблица вышеописанного кода из «Бансэнсюкай

Два метода, о которых мы поговорим далее, хотя и являются, в каком-то смысле, аналогами синоби-ироха, по своим задачам гораздо ближе к инсё-хитоку но хо, поскольку большие послания при их помощи составить невозможно – лишь одно слово или фразу, не более. Но внешне они вообще не являются «письмом» в прямом смысле этого слова (хотя послания, составленные при их помощи были понятны посвящённым). Главный плюс этих способов составления тайных посланий вновь состоит в том, что их можно было оставлять совершенно свободно, не боясь, что их кто-то прочтёт. К этим способам относятся: 五色米の法госикимаи но хо (букв. «метод пятицветного риса») и юйнава но хо 遺縄の法 (букв. «метод брошенной (или оставленной) верёвки»).
Госикимаи – рис пяти цветов: пурпурного, синего, жёлтого, красного и чёрного в специальных деревянных футлярах соответствующего цвета.
Госикимаи – рис пяти цветов: пурпурного, синего, жёлтого, красного и чёрного в специальных деревянных футлярах соответствующего цвета.

五色米の法Госикимаи но хо (в другом прочтении госёкукомэ но хо), или «рис пяти цветов» - это метод кодирования посланий, в основе которого также лежит японская азбука. Но её звуки представлены не письменными знаками, а цветовыми комбинациями из одного, двух или трёх зерен риса пяти цветов: пурпурного (фиолетового), синего, жёлтого, красного и чёрного.

Азбука, «записанная» при помощи пяти цветных зёрен риса (госикимаи).
Азбука, «записанная» при помощи пяти цветных зёрен риса (госикимаи).
(на фото таблица из музея ниндзя г. Ига-Уэно)

Понятно, что составлять подробное донесение при помощи госикимаи никто не стал бы. Однако оставить, например, вот такое послание можно было в заранее оговоренном (краска предохраняла рис от поедания птицами), где не было доступа влаге от возможного дождя. Кроме того, рис всегда можно было съесть самому… Помимо этого, цветной рис можно было использовать для точного подсчёта войск противника (где соответствующий цвет определяет энное количество – 1,10,100,1000,10000 или количество отрядов того или иного типа: конницы, лучников, копейщиков, аркебузиров и т.д.) или расстояния по аналогичному принципу[5].

Так будет выглядеть слово «хадзимэ!» («Начинайте!»), составленное при помощи шифра госикимаи («написано» слева направо).
Так будет выглядеть слово «хадзимэ!» («Начинайте!»),
составленное при помощи шифра госикимаи («написано» слева направо).
遺縄の法Юйнава но хо, как следует из названия метода, использует для передачи секретного послания верёвку, якобы утерянную и полуразвязанную, оставленную или выброшенную... Но для того, кому предназначалась информация, значение послания было легко прочитываемым, так как из верёвки на земле либо создавалось подобие знаков древней или обычной азбуки кана, естественно немного видоизменённой, либо использовался символический язык узлов и петель. Конечно, до узелкового письма индейцев типи метод юйнава не дотягивает, но в этом и не было необходимости. Свою задачу – передать краткое послание - он решал прекрасно.

Примеры посланий, «написанных» при помощи метода юйнава но хо.
Примеры посланий, «написанных» при помощи метода юйнава но хо.

Очень близким к юйнава является также метод 枝折之伝эдаори но дэн – способ «передать [сообщение, используя] сломанную ветку». Ниндзя мог сообщить что-то своим сообщникам, определенным образом надломив, согнув или оторвав ветку в условленном месте, а также положив на нее пучок травы или цветок…

Немного разобравшись с составлением тайных посланий, давайте обратимся к другой стороне вопроса о собранной информации – необходимости своевременно и полно доставить её по назначению.

Если в одном районе или области действовало сразу несколько ниндзя, они могли собираться в заранее обусловленном месте (лесной пещере, заброшенной хижине или кумирне и т.п.), делясь информацией или передавая её пришедшему за ней курьеру. Подобное собрание называлось буквально市 «ити» - «базар». Также, возможно, на этих «базарах» осуществлялась передача информации от рядовых шпионов резиденту, который уже и составлял подробное донесение о состоянии дел на текущий момент.

Все приходящие на подобное «мероприятие» обязаны были знать пароль и отзыв на него – в противном случае незваного гостя убивали на месте, зачастую используя т.н. метод «выбрать стоящего, выбрать сидящего» (立選るтатисугуру – 坐選るдзасугуру)[6]. Пароли ниндзя, дошедшие до нашего времени, обычно представляют собой пары слов-антонимов или поэтических аллегорий, использующих определенные стихотворения. Если лазутчик противника пытался проникнуть незамеченным в среду определенной группировки ниндзя, он был обязан учитывать все эти тонкости.

Вот примеры паролей и отзывов ниндзя, дошедших до нас из старинных дэнсё:

Пароли и отзывы ниндзя, ассоциирующиеся с природными явлениями:

山 ― 森
яма - мори
горы - леса
日 ― 月
хи - цуки
Солнце – Луна
花 ― 実
хана - ми
Цветы - фрукты
海 ― 塩
уми - сё
море - соль
谷 ― 水
тани - мидзу
долины - воды
火 ― 煙
хи - кэмури
огонь - дым
山 ― 川
яма - кава
гора - река

Пароли и отзывы ниндзя, «позаимствованные» из стихотворений танка:

雪 ― 富士
юки - Фудзи
снег – гора Фудзи
花 ― 吉野
хана - Ёсино
цветы – Ёсино
(регион, славящийся своими цветами)
煙 ― 浅間
кэмури - Асама
дым – гора Асама
萩 ― 宮城野
хаги – Миясироно
леспедеца– Миясироно
(область, известная красиво цветущими кустами)


варифуВместо словесного пароля ниндзя также часто использовали японский средневековый аналог «двух половинок монеты» - т.н. 割符варифу (расколотый, или двойной, талисман): когда деревянный амулет произвольно разламывался на две половинки и складывался воедино при встрече двух незнакомых агентов. Отсутствие или неправильная конфигурация предъявляемой половинки влекли за собой неминуемое разоблачение и смерть слишком беспечного контрразведчика. Также при встрече ниндзя использовали и определенные тайные знаки или символы (айдзу 合図), - например, определенные жесты, известные только посвящённым, некие предметы – цветок, кусок ткани определенного цвета и т.п. Кстати, при помощи определенного символа, нарисованного на стене или выложенного на земле при помощи камней или веток, также можно было передать краткое, но ёмкое послание. Такой способ так и называется – айдзусё («письмо при помощи знаков»).
Напоследок скажем несколько слов о 伝達術 дэнтацудзюцу - «искусстве передавать информацию», так как его также можно с полным правом отнести к методам шифрованной передачи сведений. Авторство идеи данного метода японские историки приписывают известному ниндзя Томита Годзаэмон, возглавлявшему разведслужбу у Такэда Сингэн. Так это или нет – точно неизвестно, однако то, что он использовал вершины гор провинции Кай (вотчина Такэда) для быстрой передачи сигналов по цепочке постов при помощи огня (ночью) и дыма (днём) – т.н. 燧術норосидзюцуискусство сигнальных огней») – это исторический факт. Именно благодаря своевременному оповещению мобильная конница Такэда наводила ужас на неподготовленного врага своим внезапным появлением. Справедливости ради надо сказать, что авторство этого метода никогда не принадлежало исключительно ниндзя. Подобную систему оповещения при помощи огня и дыма в Китае использовали еще за тысячу лет до периода Сэнгоку дзидай в Японии – так что это не «ноу-хау» ниндзя Томита или его непосредственного хозяина – Такэда Сингэн, а явное заимствование из китайских военных трактатов.

Для получения густого дыма, поднимающегося прямо в небо использовались волчий или мышиный помёт (днём), а для получения стойкого яркого огня рекомендовалось использовать сосновую смолу и сухой тростник (ночью).

После широкого распространения пороха, ниндзя начали использовать сигнальные ракеты-фейерверки (花火術 ханабидзюцу - «искусство огненных цветов» или, попросту, «искусство пускать фейерверки»). Днём использовался один вид ракет (昼燧хирунороси), ночью – другой (夜燧ёнороси). В «дневную» ракету добавляли шёлковую ткань, которая, когда ракета поднималась в небо, разлеталась во все стороны и была хорошо заметна в дневном небе; ночная ракета изготавливалась таким образом, чтобы за ней тянулся длинный светящийся хвост, как у кометы и его было отлично заметно ночью. В зависимости от информации, которую было необходимо передать, использовалась одна, две или три ракеты подряд.

Через какое-то время ниндзя других кланов также стали активно использовать визуальные и звуковые методы передачи информации на расстоянии, используя для этого уже не только огонь или фонари, но и флаги разных цветов, зеркала, барабанный бой или звук гонга, а также низкий рёв пустых раковин крупных моллюсков, традиционно используемых ямабуси как духовые трубы (хорагай). Для последнего инструмента был разработан специальный код, получивший название 四十八文字 ёндзюхати-мондзи (букв. «48 знаков»), где определенный звук соответствовал определенному знаку азбуки кана.

Раковина-труба хорагай, первоначально используемая последователями сюгэндо, была приспособлена ниндзя для подачи закодированных звуковых донесений
Раковина-труба хорагай, первоначально используемая последователями сюгэндо,
была приспособлена ниндзя для подачи закодированных звуковых донесений
Умение не только собрать, но и зашифровать, а также передать по назначению собранную информацию позволяло очень быстро и оперативно реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, что сделало услуги ниндзя воистину незаменимыми в условиях охваченной войной средневековой Японии.

Вариант использования знаковой азбуки жестов, используя два флажка Вариант использования знаковой азбуки жестов, используя два флажка
Вариант использования знаковой азбуки жестов, используя два флажка, очень напоминает европейскую морскую сигнализацию, впрочем, как и использование фонарей с заслонкой: а не заимствовали ли данные методы японские ниндзя у гайдзинов – португальских моряков? Кто знает…
Чертёж малого потайного фонаря для проникания (ирикоби 入子火 – «фонарь входящего ребенка»)
Чертёж малого потайного фонаря для проникания (ирикоби 入子火 – «фонарь входящего ребенка») из «Бансэнсюкай», при помощи которого рекомендовалось подавать сигналы со стены или из окна вражеского замка.


[1] Имеется в виду структурное подразделение ниндзя на дзёнин-тюнин-гэнин
[2] Между нечитабельным и непонятным текстом существует большая разница – в первом случае текст не кодируется, но пишется так, что прочитать его без соответствующих навыков или приспособлений невозможно (например, запись симпатическими чернилами), а во втором используется система кодирования (например, набор непонятных противнику письменных знаков).
[3] Аналогичный метод сегодня с успехом используют международные наркокурьеры, проглатывая пакетики с героином, плотно упакованные при помощи обычной изоляционной ленты или скотча.
[4] Слово «Ироха» - это абсолютный аналог слова «азбука» - он состоит из звуков, которыми начинается японский алфавит: «И», «Ро», «Ха».
[5] Кстати, у средневековых ниндзя был еще один способ использования зерен двух цветов (обычно красной и белой фасоли). Лазутчик клал в один карман белую, а в другой – красную фасоль и, перекладывая бобы одного цвета в карман к бобам другого цвета, мог легко сосчитать количество пустующих и населенных домов в деревне или определенное количество людей и т.п.
[6] Метод этот очень прост, но в тоже время действенен. Он состоит в следующем: главный на «собрании», если у него есть какие-то подозрения по поводу вновь прибывших или их количества, произносил определенное кодовое слово (см. пароли), являвшееся тайной командой сесть на колени, а по истечении определенного времени другое, представлявшее закодированную команду встать с колен. Не знающих, или не вовремя выполняющих команды тут же на месте убивали.


Поиск


Cобытия, Новости
22/11/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай. Дзё и Сэйсин хэн"

05/03/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Иннин хэн"

09/10/15 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Ёнин хэн"

05/01/13 Заказ книги-перевода "Нинпидэн"

10/06/12 Издан полный перевод "Сёнинки"

все новости

Будущие семинары
31 марта - 2 апреля 2017 г. , Тема: "Гёкко и Кото рю кихон - сходство и отличие. " Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

7-8 апреля 2017 г., Тема: Омотэкан и Уракан-внешнее и внутреннее чувства. Их анализ и применение в мутодори. Мирошкин Павел (10 дан), Место проведения: Санкт-Петербург. Россия

все семинары

Прошедшие семинары
18 марта 2017г. 13-00 – 15-00, Тема: Вебинар "Традиционное ниндзюцу в вопросах и ответах, часть 4" , Место проведения: Интернет

3-5 февраля 2017 г. , Тема: "Тайдзюцу-но кисо: от идеи муто-итто-манто к концепции каннин-докусон". Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

3-4 февраля 2017 г., Тема: Дайрокукан - шестое чувство., Место проведения: Санкт-Петербург. Россия

13-15 января 2017г., Тема: Дзюппо сэссё. Кунай то Кама., Место проведения: г. Брест (Беларусь)

16-18 декабря 2016 г. , Тема: Итоговый семинар. Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!