Секреты ниндзя-ясики 2: дом Мотидзуки |
|
|
忍者屋敷 Секреты ниндзя-ясики 2: Мотидзуки-ясики
В.В. Момот
В продолжении темы описания устройства сохранившихся до наших дней аутентичных домов ниндзя (ниндзя-ясики), мы рассмотрим дом, расположенный в области Кога (префектура Сига), принадлежавший семье ниндзя Мотидзуки, стоящий на том же самом месте, где его построили в 1702 г., в городке Конан. Внешне этот дом выглядит также, так и множество других подобных домов, совершенно не отличаясь от них ни по виду, ни по размерам – уже в наше время перед домом появились столбы с надписями, объясняющими, что это - "дом ниндзя Кога семьи Мотидзуки". Всё интересное для нас расположено непосредственно внутри дома. Надо сказать, что т.н. «сюрпризы» или «трюки» (яп. からくり каракури) дома Мотидзуки несколько отличаются от тех строительных решений, которые мы уже описывали в первой части статьи, посвящённой Ига ниндзя-ясики, хотя некоторые вещи имеют несомненное сходство, что лишний раз подчёркивает общность традиции ниндзюцу провинций Ига и Кога.
Фото 1-2: Внешний вид Мотидзуки ниндзя-ясики в г. Конан (Кога, префектура Сига) со стороны главных ворот
Фото3: Внешний вид Мотидзуки ниндзя-ясики в г. Конан (Кога, префектура Сига). Вид левых ворот дома
Фото 4 (слева): Внешний вид Мотидзуки ниндзя-ясики в г. Конан (Кога, префектура Сига). Выход во внутреннюю часть двора с задней стороны дома. Сейчас веранда застеклена во избежание порчи от дождя или снега в непогоду. Фото 5 (справа): Тыльная сторона дома не имеет никаких окон или дверей.
Хотя внешне дом выглядит одноэтажным зданием, на самом деле в нём 3 этажа. Самым большим (и насыщенным разнообразными секретами и ловушками, является, конечно же, первый, наиболее доступный в случае появления незваных гостей, этаж дома. Чердак ничем не примечателен – кроме, разве что, верёвочной лестницы, ведущей прямо на первый этаж и укреплённым люком между секретным вторым и третьим этажами. Второй, или, «серединный» этаж – отличается как малыми размерами, так и очень низким потолком, препятствующим сколь-нибудь эффективно использовать длинные самурайские мечи – в отличие от кодати ниндзя, предусмотрительно припрятанным здесь же в стенном шкафу.
Схема 1: План Мотидзуки ниндзя-ясики (вид сверху).
Через центральный вход, расположенный прямо напротив ворот, мы попадаем в большую гостиную (на плане - 1), т.н. «чайную» комнату. В наши дни в этом «главном зале» дома посетители музея могут выпить «оздоровительного чая ниндзя» (пачку которого можно здесь же купить), приобрести сувениры и ознакомительные брошюры, рассмотреть некоторые экспонаты и фотографии, почитать историю Кога ниндзя Мотидзуки, подождав экскурсовода.
Фото 6: Главная комната Мотидзуки ниндзя-ясики
Фото 7: «Оздоровительный чай ниндзя» Мотидзуки
Фото 8: История семьи Мотидзуки на стенде «чайной» гостиной Кога ниндзя-ясики
Всё интересующее нас с точки зрения ловушек и сюрпризов для непрошенных гостей дома ниндзя начинается в основной части дома, куда из гостевой комнаты сегодня можно попасть, выйдя во двор и повернув направо за угол - откуда, собственно, и начинается экскурсия. Сразу слева от входа (на плане – 2), за раздвижной панелью, расположена ドンでんかえし дондэн-гаэси (вращающаяся дверь), за которой расположена 隠し (かくし) 梯子 какуси-басиго (скрытая лестница), использовать которую без опаски можно было только в том случае, если она была выдвинута до опорной доски (отлично видно на фото 9 и 10) – иначе, тот, кто попытается по ней взобраться, просто подойдя к ней, провалится в глубоченную яму, скрытую под люком в полу – 落とし穴 (отоси-ана). К данному приспособлению можно попасть с трёх сторон – раздвинув одну или обе боковые панели или используя дондэн-гаэси. Зарешеченная стена со стороны внутренней комнаты сделана намеренно – чтобы у врага не было ни малейших сомнений, куда именно сбежал ниндзя прямо у него на глазах! Но пока противник подбегал к лестнице, ловушка была уже подготовлена… Надо сказать, что в доме Мотидзуки таких скрытых ям-ловушек, как, впрочем, и вращающихся дверей (дондэн-гаэси), не одна, а несколько. Все эти ямы являются не глухими «волчьими ямами», как часто пишут в популярных, но не слишком точных отечественных книгах о ниндзя, а соединённым в разветвлённую сеть подземным ходом, ведущим за пределы дома, вырытом под землёй на шестиметровой глубине! Конечно, заострённые колья на дне были бы очень эффективны – но их наличие весьма спорно, так как есть один весомый довод против использования дополнительных орудий увечья в отоси-ана: ниндзя сами использовали эти ходы для бегства и совершенно неизвестно, когда он мог внезапно понадобиться самим хозяевам. Колья в подобном случае могли сыграть с хозяевами дома злую шутку. А враг, неожиданно для себя упавший с шестиметровой высоты, вряд ли мог отделаться лишь испугом – и добить его было не так уж сложно: или выстрелив в него сверху отравленной стрелкой из фукия, или неожиданно ткнув чем-нибудь остро отточенным со стороны подземного хода…
Фото 9: Ловушка у входа: комбинация раздвижных панелей и вращающейся двери дондэн-гаэси, скрывающих, в свою очередь, какуси-басиго на второй секретный этаж и отоси-ана – яму-ловушку и одновременно подземный ход… На фото панели раздвинуты, вращающаяся дверь открыта, а лестница стоит на балке, позволяя взобраться по ней на второй этаж.
Фото 10: Ловушка у входа в безопасном положении – лестница упирается в опорную доску (вид сверху)
Фото 11: Проход на второй этаж и лестница, вплотную придвинутая к зарешеченной стене. Это, пожалуй, последнее, что мог увидеть враг, попавшийся в ловушку перед тем, как провалиться в яму.
Фото 12: Вид со второго этажа на подготовленную ловушку. Боковые панели сдвинуты, вращающаяся дверь чуть приоткрыта, как бы приглашая незадачливого врага ринуться за ниндзя, лестница уже во «взведенном» состоянии – ловушка готова.
Когда ниндзя взбирался по лестнице наверх, он вплотную притягивал лестницу к стене, превращая путь отступления в путь к победе. К тому же, на противоположной стене закреплена небольшая стойка для оружия (см. далее фото 33-34), так что если ниндзя был на момент подъёма не вооружён, то, поднявшись по лестнице, он был уже во всеоружии. Проходя мимо указанной ловушки, мы попадаем в главную жилую часть дома, в которой сейчас находится небольшая экспозиция оружия, приспособлений и инструментов ниндзя, а также представлены стенды с описанием популярной истории и различных аспектов Кога рю ниндзюцу. Свежие фото этих экспонатов скоро появятся у нас на сайте в соответствующем разделе («музеи ниндзя»).
Фото 13: Слева – ловушка с какуси-басиго; прямо – проход в жилую комнату. Фото 14: Экспозиция в главной комнате дома ниндзя Мотидзуки (общий вид).
Сразу слева от описанной выше ловушки расположена обычная с виду деревянная раздвижная панель, ведущая во двор (на плане – 3, фото 15). Однако всё не так просто. Это – следующий сюрприз, ожидающий незадачливого врага, если вдруг ему вздумается погнаться вслед за ниндзя, скрывшимся за ней (забежав в дом или, наоборот, выбежав из дома) и закрывшим её за собой: на самом деле, эти двери очень тяжёлые – около 50 кг и когда их задвигают, открыть её простым привычным движением не получится – отодвинуть её можно только с большим усилием, в отличие от обратного закрывающего движения. Устройство этого довольно простое – несколько расширяющиеся в сторону закрытия верхние и нижние направляющие двери-ширмы и небольшой незаметный глазом угол, под которым эти направляющие выполнены (нижняя – вниз, верхняя – вверх, в сторону закрытия). Заурядное заклинивание, использованное в незаурядных целях.
Фото 15: Экскурсовод показывает устройство утяжелённой двери в жилой комнате (ныне – экспозиционном зале) Мотидзуки ниндзя-ясики.
Проходя мимо экспонатов, выставленных в главной комнате и повернув направо, мы оказываемся в следующем помещении, в котором сосредоточено наибольшее количество как тайных проходов и лестниц, так и ловушек. Слева по ходу нашего движения и слева от обычного выхода на веранду (на плане – 5) расположен с виду обычный встроенный стенной шкаф (фото 16), на самом деле являющийся секретным выходом на веранду дома, сообщаясь с ним посредством небольшой, буквально в половину нормального человеческого роста вращающейся дверью – как раз соответствующей высоте нижней половине «стенного шкафа». Таким образом, враг, видевший как ниндзя спрятался в стенном шкафу, резко открывал его и… видел лишь полку и пустое нижнее отделение (или возможно там что-то хранилось для отвлечения внимания от дальней левой стены шкафа – вероятно, постельные принадлежности, вряд ли вызывающие много шума при движении по ним). Ниндзя это давало несколько драгоценных секунд для того, чтобы оказаться вне дома и спокойно скрыться от преследования или подготовить ответный удар.
Фото 16: Стенной шкаф, имеющий секретный выход на веранду дома (во внутреннем углу) в виде укороченной вращающейся двери дондэн-гаэси. Фото 17: Так выглядит секретный проход через шкаф с внешней стороны (со стороны крохотного коридорчика, ведущего на веранду). По устройству – это обычная для домов ниндзя вращающаяся на центральной оси дверь дондэн-гаэси, но высотой всего около 3 сяку (около 1 м).
Справа от выхода на веранду расположен тайник 者隠し моно-какуси, который туристы из-за его похожести на деревенское отхожее место окрестили «туалетом». Он представляет собой стенную нишу с дверью, открываемой именно как дверь, а не как ширма (что было весьма необычно для японских домов того времени, да и сегодня). Этот тайник также снабжён 落とし穴 отоси-ана – люком в полу, ведущим за пределы дома (правда, не по подземному ходу, а под досками пола веранды) и могущий также служить как ловушка. Дело в том, что в этом тайнике можно стоять только на дальней от двери доске – все остальные доски представляют собой люк, легко проваливающийся (ломающийся на четыре части) под весом тела человека, наступившего на него. Ниндзя, зная это, мог до последнего стоять на дальней доске, в последний момент нырнув в люк и оставив вместо себя заранее подготовленный манекен, в полумраке трудно отличимый от человека. Противник, не знавший этого и попытавшийся ворваться в нишу, проваливался… и мог быть немедленно атакован по ногам обитателем дома - скрывшимся через люк или даже заранее поджидавшего с оружием наготове возле ловушки, лёжа под полом в непосредственной близости от него.
Фото 18: Тайник моно-какуси в закрытом положении. Эта с виду обычная панель на самом деле открывается как стандартная европейская дверь – движением на себя, а не отъезжает в сторону, как подавляющее большинство японских дверей.
Фото 19-20: Тайник моно-какуси в открытом состоянии. Дальняя доска пола – цельная и может служить опорой для человека или манекена-приманки. Остальная часть пола является легко разрушаемым люком, состоящим из четырёх небольших дощечек с поддерживающими рейками. Сейчас эти рейки заменены на более прочные, однако в реальности они были подпилены специально для того, чтобы люк ломался накрест в случае беспечного шага на него.
Фото 21: Экскурсовод демонстрирует, куда ведет люк-ловушка в полу моно-какуси.
Как попасть в дом, так и выбраться из дома можно было также через «тайное» окно (隠し窓 какуси-мадо), расположенное на веранде (на плане – 6, фото 22). Внешне оно выглядит как не открываемое, закрытое деревянной решёткой окно, но открывается этот тайный проход точно также, как 仕掛け戸 сикакэдо («хитрая дверь») у веранды в Ига-ниндзя ясики – при помощи двух листков плотной бумаги, одновременно вставляемых в узкую щель между рамой и окном и открывающих две легко двигающихся щеколды движением снизу вверх.
Фото 22: внешний вид веранды, на которую выходит «тайное» окно - какуси-мадо. На фото (справа) окно приоткрыто и отчётливо видны две щеколды.
Очень интересная конструкция, являющаяся одновременно тайником, ловушкой-приманкой и двойным путём к отступлению расположена у противоположной от окна стены справа (на плане – 4 и 8, фото 23). Представим на минуту, что враг, проникший в дом и обыскивающий его на предмет нахождения его обитателей, слышал какие-то необычные звуки из-за стеновой панели, выглядящей, как красиво расписанная дверь-сёдзи встроенного стенного шкафа. Повинуясь порыву, он открывает её и видит деревянную лестницу, ведущую на второй этаж (фото 25). Крадучись, он поднимается по лестнице на второй этаж, но не находит там никого и ничего, кроме одинокого бамбукового ветряного колокольчика (風鈴 фурин) или, в ином случае, из темноты на него обрушивается внезапный удар короткого меча... Как же на самом деле работал этот механизм, и каково его устройство и предназначение? Вся конструкция состоит из подвижной приставной деревянной лестницы какуси-басиго (какую мы уже встречали ранее в ловушке, находящейся у входа), люка отоси-ана и верёвки, присоединённой к бамбуковому ветряному колокольчику фурин, при помощи которой двигалась лестница и издавались привлекающие внимание звуки… Использовать всё это можно было по-разному. В первом варианте ниндзя, если он был один, скрывшись в «шкафу», задвигал за собой деревянную панель, нырял в люк, зажимая в руке верёвку, закрывал крышку люка и тянул за верёвку. Кроме привлекающих внимание звуков, верёвка также выполняла функцию запорного и маскирующего механизма - она протянута таким образом, что если потянуть за неё снизу, лестница, стоящая в шкафу сдвинется назад и станет прямо на люк, прикрывая путь отхода ниндзя. Затем он мгновенно обрезал верёвку, запирал люк снизу на мощную щеколду, а сам скрывался по подземному ходу, ведущему за пределы дома. В другом варианте ниндзя, наоборот, оставлял крышку люка открытой, а сам взбирался по лестнице на второй этаж и втягивал её за собой. Противник, открыв панель, видел открытый люк в полу и решал, что ниндзя скрылся через подземный ход. Также существовала вероятность, что не в меру ретивый преследователь оступится в темноте и сам «загремит» в отосиана, выбраться из которой без посторонней помощи вряд ли удастся. Если в планы ниндзя входило не бегство или отвлечение внимания, а немедленное уничтожение противника, в этом случае люк был закрыт и лестница стояла на месте – это делалось специально для того, чтобы завлечь противника в крайне неудобное по стандартным меркам место для ведения боя –второй этаж своего дома. Кроме того, со второго этажа дома можно скрыться еще в двух направлениях, но речь об этом еще впереди.
Фото. 23: Расписная стеновая панель, прикрывающая устройство для отвлечения внимания и пути отхода, расположенные в стеновом шкафу. Видна также лестница какуси-басиго и управляющая механизмом верёвка, присоединённая к колокольчику фурин на 2-м этаже.
Фото. 24: Люк в полу «шкафа» (закрыт), лестница и верёвка
Фото. 25-27: Люк, ведущий в подземный ход (отоси-ана), глубина которого примерно равна 6 м. При ближайшем рассмотрении видно, что подземный ход наполнен водой, а с учётом глинистой почвы, его дно сильно заилено – так что выбраться наружу из него можно только пройдя подземным ходом или при помощи лестницы.
Фото 28: Вид на лестницу со второго этажа. Слева видна верёвка, привязанная к колокольчику фурин. Стена напротив лестницы глухая, в отличие от ловушки у входа, где присутствует вращающаяся панель дондэн-гаэси.
Фото. 29-30: Колокольчик фурин, выполнявший функцию привлечения внимания, а также, по высосанной из пальца гипотезе, могущим играть роль «сигнализации» для засевших наверху ниндзя (если они, по каким-то причинам, «заспали» нападение врага)… Думается, однако, что вторая версия - это не более, чем выдумка современных историков-японоведов – так как на втором этаже имеется очень большое окно, перекрытое лишь тонкими досками и «не услышать» появление кого бы то ни было внизу до такой степени, чтобы понадобилось дергать за верёвку с колокольчиком, просто невозможно.
Поднявшись на второй этаж, первое, на что обращаешь внимание – высота потолков. Она не превышает 1,3 м, т.е. передвигаться по второму этажу можно только в весьма неудобном положении - на четвереньках или согнувшись, что называется, «в три погибели» (фото 31).
Фото.31: Вид изнутри на один из входов на второй этаж дома (со стороны ловушки, описанной выше). Второй этаж Мотидзуки Кога-ниндзя ясики очень низкий и нормально передвигаться по нему может только «ниндзя» такого роста, как у этой маленькой девочки на фото. Взрослому человеку в этом помещении приходиться перемещаться либо, на корточках, либо на четвереньках, либо на коленях, либо согнувшись и согнув ноги в коленях. Это сделано намеренно, чтобы помешать врагу использовать оружие обычной длины – в первую очередь, длинный меч.
Фото. 32: Вид на противоположную сторону второго этажа. В углу две смешные куклы изображают сражающихся ниндзя в голубых сёдзоку. Прекрасно видны зарешеченные окна, идущие по всей длине стены – они обеспечивают визуальный и звуковой контроль происходящего внизу, на первом этаже дома.
Фото.33-34: Вид на другой вход на второй этаж, расположенный над описанной ранее ловушкой у входа в дом (см. выше фото. 9-12) и меч ниндзя.
Прямо над лазом (на противоположной стене) располагается небольшая горизонтальная стойка для оружия, на которой сегодня можно увидеть короткий меч ниндзя (ниндзя-то), накрепко привязанный проволокой для защиты от туристов. Длина меча соответствует высоте потолка 2-го этажа – это типичный кодати, общая длина которого прибл. 50 см. Помимо двух лазов на первый этаж, со второго этажа можно спуститься, используя легко вынимаемую нижнюю планку из смотрового окна, выходящего в главное помещение дома (фото 35-36). Так ниндзя мог незаметно подобраться к тем, кто ожидал его у люков с лестницами, не решаясь подняться наверх. Имеется также замаскированный люк на чердак (третий этаж дома, на плане - 8) – когда он закрыт, он не отличается от окружающих его досок.
Фото 35-36: смотровое окно, через которое можно спуститься на первый этаж, вынув нижнюю планку и бесшумно спрыгнув на татами.
На третьем этаже дома (фото 37-38) никаких особых приспособлений нет, кроме того, что с него можно легко спуститься и подняться не только минуя второй этаж, но и непосредственно через широкий люк по верёвочной лестнице (縄梯子 навабасиго – фото 39-40, на плане - 7), втянуть которую за собой для ниндзя не представляло никакого труда. С учётом весьма крепкого засова на замаскированном люке со второго этажа, обнаружить или открыть его было весьма непросто; поэтому преследователи могли посчитать, что большой люк – единственный вход на чердак и сосредоточить своё внимание именно на нём. Воспользовавшись этим, ниндзя мог неслышно спуститься на второй этаж и скрыться или некоторое время держать оборону, защищая большой люк сверху и забаррикадировав другие входы на чердак – или, в крайнем случае, уйти через люк в крыше дома, оставив вместо себя манекен, которого в темноте легко спутать с реальным воином-тенью, затаившемся в углу.
Фото. 37-38: Внешний вид третьего этажа дома Мотидзуки.
Фото.39-40: Широкий открытый лаз на третий этаж дома находится недалеко от лестницы в шкафу, описанной ранее. Верёвочная лестница (нава-басиго) привязана к одной из несущих балок крыши и может быть легко поднята или опущена вниз.
На этом мы заканчиваем рассмотрение дома ниндзя Мотидзуки. Надеюсь, вам было интересно сравнить ранее описанный дом ниндзя Такаяма и дом Мотидзуки, увидев на фото хитроумные тайники и ловушки средневековых воинов-теней. В третьей части статьи про устройство и внешний вид домов ниндзя (ниндзя-ясики) мы рассмотрим дом, принадлежавший семье потомков известного ниндзя дзёнин Фудзибаяси, построенный в 1842 г. и первоначально находившийся в местечке Охара Итиба в Кога (он был разобран и вновь собран в нынешнем месте неподалёку от железнодорожной станции Кога, в развлекательном центре под названием 甲賀の里忍術村 «Кока-но сато ниндзюцу-мура» - «Исконная деревня Кога-ниндзюцу».
(Продолжение следует)
|