Забудь о победе и поражении       лучше научись правильно жить
English
Будзинкан
О нас
Обучение
Новости
Каталог
Дэнсё
Форум
Ниндзюцу
Будзинкан в интернете
Карта сайта
Контакты

Дэнсё

 

Краткая история ниндзюцу

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НИНДЗЮЦУ

Д-р Касэм Зугари


(по материалам готовящейся к выходу книги "Ниндзюцу. Нинпо. Ниндзя. Между светом и тенью")


История ниндзюцу очень долгая и древняя. Поскольку практически невозможно сказать, где, когда и кем было изобретено ниндзюцу, мы находим бесчисленные теории и истории, в которых рассказываются предания китайских и корейских иммигрантов, сюгэндзя (аскетов), буддийских монахов, даосов, фермеров, воров, фокусников и других чародеев. В них можно встретить столько интерпретаций, основанных на разных текстах, где информация очень запутана, что очень сложно отличить правду от вымысла.

Добавьте к этому тот факт, что образ бойца в черном, популяризованный в японских тянбара и американских боевиках, которые вдохновили воображение не одного человека, лишь недавно появился в японской истории. На самом деле этот распространенный образ возник впервые в 1770-1780 гг. в иллюстрированных книжках. С ним связано множество героических легенд, эзотерических религиозных практик, историй о волшебстве и невидимости и т.п., что привело к формированию харизматичного образа «супер-шпиона ниндзя». Конечно, все это далеко от истины.

1.      Обозначения в разные периоды

Изучая историю ниндзютсу и ниндзя, нужно забыть об образе людей в черном и названии, им приписываемом. Термин ниндзя впервые был использован в работе Буё Бэнряку, составленной в 1684 Киносита Гисюн, где можно прочитать одно из первых определений ниндзя и их занятий: «Ниндзя были людьми, способными спрятаться как дома, так и в других провинциях. Некоторые из них владели техникой, позволяющей тайно проникнуть в любое охраняемое место…»

Подробно изучив факты, представленные в японских военных хрониках, мы увидим, что ниндзя называли по разному в зависимости от периода времени, района, а также его умений. Первыми появились названия Кансаи и Кантё, что значит «шпионаж», «тщательный поиск». В период Асука (592-710) во время правления принца Сётоку Тайси (574-622), используется термин синоби, образованный от трех японских персонажей Сино. Этот термин можно перевести так: «Талант или способность, позволяющая добиться своих целей, используя подходящий момент», или, возможно: «Талант или способность владеть информацией». Это название говорит о том, что деятельность ниндзя позволяла ему использовать все источники, чтобы собирать знания и овладевать ними во всех их формах, поскольку это было жизненно необходимым во времена войн. Во время правления императора Тэнму (673-686) наиболее привычным было название Соккан. что значит: «Тот, чьи знания помогают ему владеть территорией и проникать в самые замкнутые места». Здесь снова необходимо заметить, что очень давно в японской истории те, кого мы гораздо позже назовем ниндзя, всегда были частью близкого окружения могущественного господина или императора.

В трактате по военной стратегии и шпионажу, написанном Сунь Цзы, который попал в Японию благодаря Киби Макиби (693-775), среди представленных пяти категорий шпионов Сунь Цзы возводит на пьедестал тех, кто помимо терпения, ума и мудрости обладает еще и обширными знаниями о военном деле и шпионаже. Такие шпионы, называемые Сокан, должны стать частью близкого окружения генерала, который отплатит им щедростью.

Провинции Ига и Кога (нынешние Миэ и Сига) благодаря своему сложному местоположению и избежанию контроля над ними соседних провинций вскоре стали известны как место происхождения ниндзюцу и ниндзя. Наиболее распространенными были названия Ига но моно (люди из Ига) и Кога но моно (люди из Кога). В некоторых хрониках можно также найти термины Ига сю и Кога сю, в значении «группы» или «отряды» из Ига и Кога. Одно из названий, которое лучше всего отражает невидимость и искусство маскировки в ниндзюцу, – это термин Мусоку бито, что значит: «тот, кто ходит так, что его не видно», или «нельзя увидеть его ноги». Один из технических терминов ниндзюцу, относящийся к движению в бою с оружием или без, – это Мусоку но хо или ниндзя аруки-хо. Термин аруки но хо можно найти во многих школах классического будзюцу, традиции которых восходят к Кагэ рю.

Во время периода Нара (710-794) использовались разные иероглифы для слова ниндзя, но их чтение всегда было одинаковым. Их все читали как Уками. Хроники того времени присваивают Уками значение Маваси но моно, «крадущийся». Несколько столетий спустя с появлением класса воинов у вершин власти, начиная с воинов периода Камакура (1185-1333), появилась насущная необходимость иметь воинов, владеющих различными нетрадиционными техниками боя. Таким образом, те, кто станут известны как ниндзя, являлись скрытой частью айсберга в каждой битве. На самом деле они могли в одно мгновение склонить чашу весов в любом сражении, используя нетрадиционные методы, которые еще не были придуманы классом воинов периода Камакура. В летописях бакуфу периода Муромати (1392-1475), термином для обозначения ниндзя был кагимоно хики, «появляющиеся из тени».

Именно в период Сэнгоку (1477-1603), когда велись беспорядочные войны и многие лорды старались расширить свое господство, услуги ниндзя стали особенно актуальными. В это же время появилось множество разных названий, в зависимости от военачальника, региона и т.д. Лучшим для определения ниндзя и его деятельность было название кандзя, которое можно перевести как «человек мгновения» или «человек, проскальзывающий в щель». Оно показывает, что в последователях ниндзюцу ценили их выдающиеся разносторонние таланты, позволяющие им справиться с любой ситуацией. В районе Канто, где расположена нынешняя столица Японии Токио, находим другой вид ниндзя, которые действовали в пределах группы как элитное подразделение на линии фронта, которое было призвано, чтобы создавать замешательство и беспорядок. В хронике этих исторических событий, касающейся семьи Ходзё, Ходзё-годайки, используются термины Раппа, Сэппа и Суппа, что значит «создающий замешательство и беспорядок» или «проникать подобно волне и вводить в замешательство». Термин Синоби но моно «Тот, кто выживает, не показываясь», также можно здесь встретить.

В летописи, описывающей военные достижения семьи Такэда, «Коё гункан», используется термин Кагимоно хики. У известного полководца Ода Нобунага (1534-1582), который хорошо известен своей лютой ненавистью к ниндзя Ига и уничтожившего их в 1580 году, были свои ниндзя, которых называли Кёдан, «те, кто слышит шепот». Даже Токугава Иэясу (1542-1616) использовал ниндзя, которые выжили в битве Ига, когда большинство погибли. Он нанимал разных ниндзя в соответствии с их навыками и талантами, чтобы следить за появлением малейшей возможности восстания в период Эдо. Некоторые из используемых названий – это Онмитсу, секретный агент бакуфу, и Онивабан; охранники, которые защищали членов семьи Токугава и комнаты, предоставленные им в замке. Мэцукэ были информаторами, которые собирали всю информацию, необходимую для избежания бунта и сохранения мира. Тэппо-тай – группа, служившая для близкой охраны сёгуна во время его передвижений вне замка. Эти группы, ставшие основой различных полицейских групп, взятых на вооружение в будущем, зародились в начале периода Эдо.

 

2.  История и происхождение

Эти многочисленные названия, обозначения и функции показывают, насколько действительно непросто определить происхождение ниндзюцу. Более того, с простым произнесением вышеупомянутых и последующих терминов становится понятным, что ниндзюцу представляет собой нечто большее, чем просто техника партизанской войны или нетрадиционные виды борьбы, поскольку таковых в Японии было немало. Его разносторонность и сложность есть источником его происхождения как методики, нетрадиционно использующей традиционные приемы.

Наука, посвященная выживанию, которую позднее назовут ниндзюцу, зарождалась как нечетко определенная контркультура, вынужденная реакция на доминирующие политические, экономические и социальные традиции Японии. Впитывая в себя все, что позволило бы преодолеть любую ситуацию, она выдерживала и принимала влияние многих тенденций и наук борьбы, пришедших из-за границы. Все эти знания объединялись с местными знаниями разных бойцов, взятых из их опыта сражений, страданий, поражений и, в свою очередь, выживания.

Благодаря недоступности географического положения, районы Ига и Кога представляли собой идеальное место для культурных групп, диссидентов и воинов, стремившихся избежать политических и экономических властей того времени. Именно между 6 и 7 веками с приходом многочисленных иммигрантов из Китая и Кореи, которые принесли с собой и новые эзотерические религиозные течения, ниндзюцу становится мультикультурным, сохраняя при этом истинно японские корни.

Ниндзюцу развивалось медленно, но уверенно с возвышением класса воинов и вскоре стало центральным элементом в обеспечении победы или контроля над информацией. В каждой войне можно найти группу ниндзя или одного ниндзя, действовавших в тени для восстановления баланса. Первое историческое появление ниндзя произошло в сражении магари но дзин в 1487 в провинции Кога, где правителя Роккаку Такаёри спасла группа ниндзя. Они также владели способностями, которыми не владели традиционные воины. Фактически они могли по своему усмотрению разорвать контракт или перейти на сторону противника и, что самое главное, имели полную свободу передвижений. Но это не относится к буси, привязанных к своему господину до самой его смерти.

Сражение в Ига, известное под названием Ига но ран (1581), положило конец независимости больших семей ниндзя из Ига. Этот район с давних времен служил убежищем диссидентов, бунтарей и других разочаровавшихся воинов, которые хотели жить свободно. Такие семьи, как Хаттори, Момоти и Фудзибаяси держали под контролем весь район Ига, тогда как Кога контролировали более 50-ти семей воинов. Школы ниндзюцу, появившиеся позднее, все вышли из Ига рю и Кога рю, так как их технической базой являлись хорошие знания использования тела в бою. После сражения в Ига оставшиеся члены последних семей, таких как Хаттори, заняли посты при Токугава. Ранее они спасли Токугава, доставив его в безопасности через Ига в его поместье после нападения Мицухидэ в храме Хонно (1582), где встретил свой конец Нобунага, сделав сэппуку. Помощь, оказанная семьей Хаттори через Хаттори Хандзо (1543-1596), настолько поразила Иэясу, что он взял их на службу, которая длилась до самого конца периода Эдо. Битва Сэкигахара (1600) стала последним сражением с участием ниндзя. Их прагматические методы и роль адаптировались к новым требованиям периода Эдо, когда семья Токугава установила относительный мир, который продлился до самого следующего открытия Японии внешнему миру в 1868.

И сегодня мы все еще находим документы, оружие, инструменты и письмена, представленные в нескольких музеях Японии, хотя наиболее известными остаются документы и оружие Ига (Префектура Миэ) и Кога (префектура Сига). Для всех японских и западных посетителей это оружие, документы и письмена содержат легенды о печально известных воинах ниндзя.

Основные исторические даты, основанные на фактах:

  • 1487, война магари, магари но дзин, первое появление ниндзя в битве против правителя Роккаку Такаёри за сёгуна Асикага Йосихиса
  • 1581, Восстание Ига, Ига но ран. Нобунага Ода с армией в 46000 человек захватил провинцию Ига и казнил ее жителей. Выжившие семьи, такие как Хаттори, Момоти и Фудзибаяси сбежали в другие провинции: Исэ, Кисю и Макава.
  • 1582, случай в храме Хонно, Хоннодзи но хэн. Опасаясь нападения Мицухидэ Акэти, Токугава Иэясу пригласил выживших из Ига, в частности Хаттори Хандзо, которые должны были сопровождать его путь от города Сакаи до Микава.
  • 1600, битва Секигара.
  • 1614, кампания против замка Осака.
  • 1637, восстание Симабара на Кюсю. Последняя важная военная миссия ниндзя. 10 из них проникли в замок Хара, где прятались 40 000 христианских повстанцев. Они собирали информацию о войсках и жили в замке.
  • 1674, написание дэсё, содержащего сведения о технике семей ниндзя Ига и Кога, под названием Бансэнсюкай («Десять тысяч рек, впадающих в океан»), написанного Фудзибаяси Ясутакэ, потомком семьи Ига.



Другие публикации
    - Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
    - Секреты Будзинкан - шаг за шагом
    - Ниндзя - кто они?
    - Последние ниндзя
    - Учебный план наёмных убийц
    - Прыжок в сверхъестественное
    - Мои впечатления от Украины
    - Синкэн - живой клинок
    - Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств


Вернуться на страницу просмотра списка публикаций


Поиск


Cобытия, Новости
22/11/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай. Дзё и Сэйсин хэн"

05/03/16 Заказ книги-перевода "Бансэнсюкай Иннин хэн"

05/01/13 Заказ книги-перевода "Нинпидэн"

10/06/12 Издан полный перевод "Сёнинки"

все новости

Будущие семинары
все семинары

Прошедшие семинары
13-14 октября 2017 г., Тема: Кёдзицу. Хо, тэнкан, хэнка. Теория и практика.Сихан Мирошкин Павел , Место проведения: Санкт-Петербург. Россия

7-8 октября 2017г., Тема: Будзинкан - как комплексная система развития тела и сознания, Место проведения: г. Минск (Беларусь)

29 сентября – 1 октября 2017 г. , Тема: Эда-коппо, сунтэцу, явара, tactical pen: традиционные и современные аспекты использования короткой палочки как оружия кастетного типа. Момот В.В. (14-й дан), Место проведения: Киев

23-24 сентября 2017г. , Тема: Стальная Грань XIX, Место проведения: г. Киев

С 11.09.17 по 19.09.17 , Тема: Тренировки в Японии, Место проведения: Япония

все семинары

Вход для зарегистрированных посетителей
Логин

Пароль

некоторые разделы сайта доступны только зарегистрированным пользователям, подробнее >>>

Почтовая рассылка



Реклама






разработка Al T

Copyright; © Международная Независимая Ассоциация Будзинкан Нинпо (будо) тайдзюцу (СНГ)
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!