Дэнсё |
|
|
Манака «Унсуй» Фумио и Дзинэнкан дзиссэн кобудо
(глава из новой книги В. В. Момота
«От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу»)
О Манака-сэнсэе и его организации Дзинэнкан додзё в нашей стране практически ничего не знают. К такому выводу я пришел, ознакомившись с тем ворохом нелепостей и домыслов, посвященными данному вопросу, которыми так и пестрит русскоязычный будо-форум в Интернете. Пишут, что «Манака поругался с Хацуми», что «его перестало устраивать то, чему Хацуми учит и как он это делает», что ему «надоело учить гайдзинов» и т.д. и т.п. А некоторые, с позволения сказать, «скороспелые мэнкёкайдэны» которые вообще позволяют себе оскорблять и поносить всё вокруг, кроме собственного стиля, дописались до того, что «Манака стал правильно двигаться и перестал кривляться (?), после того, как ушел от Хацуми».
Считая неприемлемым подобное словоблудие для людей, мнящих себя причастными к традиции боевых искусств Японии, для тех, кто действительно интересуется историей и техникой современного ниндзюцу, здесь я постараюсь кратко осветить как личность самого Манака Фумио, так и идеи, заложенные в его Дзинэнкан и Дзинэн рю, опираясь как на слова самого Манака-сэнсэя, так и людей, являющихся его близкими учениками. При работе над этой главой я использовал «Воспоминания Манака Фумио», опубликованные в журнале «Санмяку» за 1994 год, № 3, статью «Майор Манака предупреждает…» из бюллетеня «Мусуби» (ноябрь-декабрь 1988 г.), а также материалы официального сайта Дзинэнкан и интервью разных лет с Манака-сэнсэем.
Манака «Унсуй» Фумио, основатель Дзиссэн Кобудо Дзинэнкан
…Когда Манака Фумио 間中文夫 был маленьким, он думал, что «ниндзя – это очень круто». Легенды о сверхчеловеческих подвигах ниндзя и их почти чудесная способность становиться невидимыми для преследователей заполонили страницы его детских книжек и комиксов и захватили воображение мальчика.
Тогда он еще никак не мог знать о том, что когда он немного подрастет, он познакомится и станет учеником главы нескольких классических японских традиций… или что некоторые из этих традиций будут включать в себя последние отголоски настоящего, а не книжного ниндзюцу – включая древние методы невидимости и иллюзий, которые применялись теми легендарными японскими воинами, которых привычно называют «ниндзя». И уж тем более, даже в самых смелых своих фантазиях, он и представить себе не мог, что, когда ему будет пятьдесят лет, он получит полную передачу и право на преподавание в большинстве этих стилей, откроет собственный додзё и станет основателем международной организации. Что он достигнет такого уровня мастерства, когда «свобода движений и образ жизни, не ограниченный ничем» станет для него реальностью.
Именно в таком состоянии духа, человек, теперь являющийся полковником запаса Войск Самообороны Японии Манака Фумио, взял себе воинское имя «Унсуй» 雲水. Составленное из двух иероглифов: «ун» ( 雲 ) – «облако» и «суй» ( 水 ) – «вода» - это имя используется в среде странствующих дзэнских монахов, чья жизнь в скитаниях и постоянной учёбе может быть охарактеризована «свободой, спонтанностью, смирением и внутренней силой плюс гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся обстоятельствам, без какого-либо напряжения и беспокойства».
«Унсуй – это обучающийся монах или священник, ищущий Путь. Я думаю, что я никогда не буду полностью совершенен вплоть до того дня, когда я умру» - утверждает Манака-сэнсэй. «Я взял это имя с намерением совершенствоваться и развиваться до тех пор, пока я жив».
Полковник Манака обладает лицензиями на полную передачу (мэнкё кайдэн) в Гёкко рю косидзюцу, Кото рю копподзюцу и Тогакурэ рю нинпо. Ему также выданы лицензии на право преподавания (инка) в Кукисиндэн рю хаппо бикэн, Такаги Ёсин рю дзютайдзюцу и Синдэн Фудо рю дакэнтай и дзютайдзюцу. Однако Манака-сэнсэй верит, что: «Нет ничего особенного в том, чтобы получить что-то подобное этому. Ваши собственное мастерство и способность порождать новые идеи гораздо важнее».
Опираясь на эту мысль, в 1996 году он основал свой собственный додзё (Дзинэнкан додзё - 自然館道場) и международную организацию, назвав ее, как и собственную систему - «Дзинэнкан дзиссэн кобудо» (自然館実線古武道).
Нагрудная эмблема Дзинэнкан включает в себя иероглифы «Дзинэнкан» и «Унсуй». Есть также эмблема, символически изображающая три уровня облаков и три потока воды.
Если слова «дзиссэн» ( 実線 ) и «кобудо» ( 古武道 ) поддаются буквальному переводу очень легко (слово «дзиссэн» означает «реальный бой», а «кобудо» - «старые воинские пути»), то слово «дзинэнкан» имеет несколько оттенков смыслового значения, которые так легко не опишешь. В словаре мы можем встретить перевод этого слова как «естественно», «[все идет] своим путем». Сам Манака-сэнсэй объясняет это следующим образом: «Дух дзэн учит нас тому, что то, что есть – то есть, а чего нет – того нет; Это природная естественная непосредственность». «В этом – он подчёркивает, - скрыт дух Дзинэнкан. В мои намерения входит преподавать посредством будо те вещи, которые являются необходимыми просто потому, что мы все проходим наш жизненный путь».
Манака Унсуй демонстрирует технику рокусяку бодзюцу
Жизненный путь Манака-сэнсэя представляет для нас большой интерес. Хотя он и называет город Нода в префектуре Тиба тем местом, где прошла большая часть его жизни, он родился в соседней префектуре Ибараки 14 декабря 1945 года. Его семья переселилась в Нода тогда, когда маленький Фумио уже немного подрос и начал ходить в начальную школу. Он начал изучать дзюдо с 12 лет (1957 г.).
«Когда я начал заниматься дзюдо, я просто хотел быть более сильным» - вспоминает Манака-сэнсэй. Сила была проблемой номер один для ребенка, который из-за слабой иммунной системы постоянно болел и был вынужден каждые пару дней обращаться к врачу. Его родители были настолько обеспокоены его состоянием, что практически никогда не выпускали его из дома. Наконец, он решил, что единственный способ, который поможет ему стать здоровым – это стать более сильным, и он, несмотря на протесты со стороны родителей начинает заниматься плаванием и дзюдо. Другим стимулом для занятий боевыми искусствами было естественное желание мальчишки его возраста - не проигрывать в драках. «Если бы мне пришлось драться, я не хотел быть побежденным» - улыбается сэнсэй Манака.
На втором году занятий дзюдо (1959 г.) он занял первое место в индивидуальном зачете на региональном (северный район префектуры Тиба) турнире среди учащихся неполной средней школы. Хацуми Масааки, врач сэйкоцу (что-то среднее между остеопатом и хиропрактиком) из Нода, был специально приглашенным гостем на этом турнире. Когда молодой Манака подошел, чтобы получить свой приз, он был представлен человеку, который навсегда изменил направление всей его последующей жизни.
«Когда директор школы дал мне диплом победителя, он указал на Хацуми-сэнсэя, сидевшего рядом с ним и прокомментировал, что он не просто врач, а – ниндзя!» - вспоминает Манака Фумио. «Когда я услышал слово «ниндзя», я представил себе кого-то, кто был похож на Сарутоби Сасукэ из моего комикса и подумал: «Ничего себе, вот это круто!».
Хацуми пригласил юного Манака присоединиться к его группе учеников, как только узнал, что он тоже живет в Нода. «Хацуми-сэнсэй посоветовал мне попробовать - вспоминает Манака, - и я был убежден, что это сделает меня намного сильнее, чем дзюдо».
Он принял приглашение и вскоре разыскал дом Хацуми, который в то время служил и приемной для его практики как врача сэйкоцу. Но… тут случилось непредвиденное: когда Хацуми приглашал Манака на свои занятия, он не знал, что юному дзюдоисту всего четырнадцать лет! Когда Хацуми узнал это, он посоветовал юноше подождать год. Поняв, что его сейчас выпроводят из дома, юный Манака быстро сказал Хацуми: «Поскольку я пришел увидеться с вами сегодня, то может быть, вы покажете мне хоть немного прямо сейчас, раз уж я здесь?»… С этого всё и началось. Подросток был настолько уверен в том, что это именно то, что ему нужно, что вскоре после этого он оставил свои занятия дзюдо и начинает заниматься только у Хацуми.
«Я был в том переходном возрасте, - вспоминает сэнсэй Манака – когда протестуешь почти против всего, чтобы тебе не сказали или не попросили сделать взрослые. Но сэнсэй очень отличался от других взрослых. Нет, он не был строгим или суровым, или вообще каким-то особенным… Просто мне очень хотелось походить на него. Я тянулся к нему всей душой и хотел иметь такое же искреннее и открытое сердце, как у него».
Хацуми Масааки, практикующий Конго-ин госин-хо.
Фото середины 60-х годов
Искренность и открытость сэнсэя Хацуми были вдохновляющими, вспоминает Манака-сэнсэй, но «…непосредственно обучение было отнюдь не забавой. Всё, что я в то время изучал - это самостраховка». В течение двух с половиной лет обучения молодой Манака должен был знать только укэми и пару ударов рукой и ногой, чтобы «прыгать вокруг Хацуми-сэнсэя с пятью или шестью приятелями», которые учились у Хацуми в то время. «В начале – говорит Манака, – я был просто подопытным кроликом для его экспериментов».
Он не забыл обучения в маленькой комнате всего на шесть татами в доме Хацуми. «Мы сдвигали мебель и медицинский стол-топчан к стенам, чтобы получить свободное место, так что в реальности свободного пространства было лишь на 2-3 татами. Если мой укэми был плох, при броске я больно бился об углы столов и другой мебели». Поэтому навыки в укэми Манака-сэнсэя улучшались очень и очень быстро.
По прошествии какого-то времени, другие, более старшие ученики Хацуми, постепенно оставили занятия, поневоле сделав Манака старшим студентом. К нему вскоре присоединились другие, включая Танэмура Цунэхиса, Итидзука Тэцудзи, Сэно Хидэо, Огури Коити и Сираиси Исаму. Вместе с Манака Фумио, в 1962-1964 году, они и сформировали то ядро, вокруг которого впоследствии Хацуми-сэнсэй создал свой Будзинкан додзё.
Когда Манака учился в выпускном классе средней школы, произошло второе событие, значительно повлиявшее на его жизнь. «Причина, почему я стал военным – интересная история» - вспоминает полковник Манака. «Парень, который сидел со мной за одной партой в последний год моей учебы в школе, спросил меня, не хочу ли сдать вступительный экзамен в Академию сил самообороны Японии. Поскольку за вступительный экзамен ничего не надо было платить, я решил попробовать. В конце концов, я прошел, а парень, который предложил мне сделать это – нет. Когда пришло время, я попытался сдать экзамены в университет, в который я действительно хотел поступать, но провалил их все». «Так я поступил в военную Академию» - добавляет Манака с иронической улыбкой.
Манака Фумио в годы учёбы в военной Академии
Необходимость переездов каждые два-три года, связанных со службой, мешала обучению под непосредственным руководством Хацуми-сэнсэя. «Поэтому я много тренировался в одиночку, повторяя всё, что узнавал, когда бывал дома» - говорит Манака-сэнсэй. Он тщательно исследовал и усердно оттачивал все навыки, которые ему преподавались, в мельчайших деталях. Он сотни раз отжимался на кончиках больших пальцев и согнутых суставах остальных пальцев, создавая из рук настоящее оружие для того, чтобы сделать методы ударов, которые ему показывал Хацуми, по настоящему эффективными. Он наносил удары всеми частями тела по всему, что хоть сколь-нибудь было для этого пригодно – и могло выдержать долгую практику. Он оттачивал свои навыки работы с оружием, которые узнавал от Хацуми-сэнсэя во время своих поездок в Нода, включая всё – от японского меча до ханбо, и от копья до кёкэцу сёгэ. Он делал обширные записи и детально изучал записанное впоследствии. Он также участвовал в спаррингах и тренировался с представителями других боевых искусств по месту прохождения службы.
Манака Фумио в возрасте 27 лет (1972 г.).
Из воспоминаний Манака-сэнсэя о том времени: «Я вспоминаю один случай, когда я померился силами с одним человеком, который был очень хорош в каратэ. Мы решили не связывать себя никакими правилами и ограничениями. Мы начали на некотором расстоянии друг от друга, но, поскольку мы оба заняли боевые стойки и ни один не хотел раскрываться и начинать атаку первым, немного погодя появилось такое ощущение, что сдавленный между нами воздух не дает нам ни на сантиметр приблизится друг к другу. Это дало мне прекрасный опыт в понимании того, что такое маай. Это был опыт, который нельзя получить при обычной тренировке. Когда люди меряются силами подобно тому, как это делали в тот моменты мы с моим оппонентом, это было очень похоже на то, как две собаки, ощетинившись, стоят друг напротив друга и рычат, не решаясь напасть и укусить. То чувство неспособности сдвинуться ни на шаг, конечно, давно ушло, и теперь я развил свои способности двигаться свободно вперед даже в том случае, если противник уже начал свою атаку. Но подобный опыт было необходимо получить, чтобы понять сущность маай».
Зимой 1972 года Хацуми-сэнсэй взял своих учеников, чтобы посетить учителя, Такамацу Тосицугу, в первый и последний раз. Скрюченный и очень худой старик произвел такое неизгладимое впечатление на них всех, что до сих пор, когда Манака-сэнсэй вспоминает мастера Такамацу, он использует слово «жуткий» для передачи своих ощущений от этой встречи.
Молодой лейтенант Манака отрабатывает удар головой (кикакукэн), нанося удары по каменной плите. На фото ясно видно, с каким усердием он это делает…
«Такамацу-сэнсэй содержал рёкан (гостиницу в традиционном японском стиле – прим. автора) рядом с храмом Асихара в Нара. Хацуми-сэнсэй с женой, я, Танэмура, Итидзука, Сэно, Кобаяси и Огури месте посетили его. Он наблюдал наше энбу (демонстрацию боевых искусств – прим. автора), а мы получили шанс увидеть кэнмай (танец с мечом – прим. автора) и тайдзюцу в его исполнении. Это было за несколько месяцев до того, как он умер и его лицо было очень худым и изможденным. Глаза имели странный белесый цвет, очевидно, по причине прогрессирующей болезни. В целом, он производил тяжелое впечатление. Но это было лишь внешне - когда Такамацу-сэнсэй обратился ко мне, чтобы я напал на него, я захватил его без особой силы, думая, что, поскольку он такой худой и слабый, я без труда свалю его на землю. Но он сделал что-то такое, подняв одну из моих рук и атаковал мои ребра своим большим пальцем. Это было настолько болезненно, что у меня появилось ощущение, что мне воткнули раскаленный железный прут между ребер. Да, Такамацу-сэнсэй был жуткой личностью».
Одна из редчайших цветных фото с той памятной встречи учеников Хацуми и Такамацу-сэнсэя. Такамацу танцует кэнмай – возможно, в последний раз в жизни.
Еще один интересный практический опыт у Манака был в 1973 году, когда в тот время уже капитан, он был переведен на военную базу в Хатиноха, префектура Аомори (там размещается 5 ракетно-зенитный дивизион США). Участвуя в программе по культурному обмену и изучению английского языка, он был представлен сержанту Зеленых беретов, который только что вернулся из Вьетнама и, как говорили, умел искусно обращаться с ножом. «Он был удивительно худ, исключительно красив и вообще, имел облик и манеры джентльмена» - вспоминает Манака-сэнсэй. «Однако от него исходило особое ощущение силы, похожее на то, какое появляется при виде пумы, которая только что убила свою жертву».
«Сержанту хотелось получить какой-нибудь полезный совет… так он, во всяком случае, сказал. Хотя я показал ему несколько формальных ката, прошедший реальную войну солдат оставался всё еще не убежденным и несколько неприветливым». Тогда Манака-сэнсэй вручил этому человеку деревянный танто и попросил напасть на него любым способом, который сержанту больше нравится. «Я использовал стратегию Мусаси – как говорится, «позвольте врагу пронзить вашу плоть, чтобы перебить ему кости»» – вспоминает Манака, «Я вытянул вперед по направлению к нему свою левую руку, чтобы образовать определенную дистанцию между нами. Очень быстро, очень экономичным движением он двинулся вперед, стараясь порезать ее». Манака-сэнсэй игнорировал лезвие деревянного ножа, дав сержанту «порезать» ее и одновременно с этим мощно пнул его ногой в грудь, так, что американец отлетел и упал наземь оглушенным. «Это произошло одним слитным движением, настолько быстро, что я даже удивился». «Когда я спросил его, хочет ли он повторить свою атаку, он ответил: «В этом нет необходимости»». Манака-сэнсэй чувствовал, что американский солдат приехал только с одной целью – проверить действенность японских боевых искусств на себе. «С того дня его отношение ко мне изменилось полностью – при встрече он неизменно обращался ко мне «Сэр». Я, естественно, продолжал общаться с ним, как и раньше, с чувством глубокого уважения». Два солдата стали большими друзьями. «Мне нравилось учить его метать сюрикэн, а взамен он научил меня бросать ножи американским способом».
Слева: Майор Манака поймал гремучую змею на военной базе (1985 г.)
Справа: Манака Фумио в позиции для метания бо-сюрикэн (1986 г.)
Манака-сэнсэй верит, что годы его традиционно направленного обучения у Хацуми, лишенного каких-либо соревновательных и спортивных аспектов типа весовых или возрастных категорий, разницы в росте и силе и т.п. сформировали основу для его нынешних движений, способа мышления и всего образа жизни в целом. «Тайдзюцу было самым главным фактором в шлифовке моей личности» - говорит сэнсэй Манака. «Теперь будо стало моей жизнью».
В 80-е годы Манака принимает активное участие в семинарах и преподавании Будзинкан по всему миру. С 1986 года он проводит собственные семинары в США (вначале как своеобразные «введения» к последующим семинарам-тайкай с Хацуми, приезжая на 2-3 дня раньше, а затем и просто самостоятельные). Снимается во всех учебных фильмах и книгах вместе с Хацуми.
Кадры из фильмов «Гёкко рю косидзюцу» и «Кукисиндэн рю ханбодзюцу и сикомидзуэ» (1992 г.)
Наконец, к середине 90-х годов, после почти 40 лет обучения (!) у Хацуми Масааки, в то время сихан 10 дан Будзинкан Манака Фумио почувствовал, что он готов пойти своим собственным путём. Как известно, мэнкё кайдэн в Гёкко рю Кото рю и Тогакурэ рю он получил еще в 70-е годы. Но в середине 90-х ему выдается право преподавания еще трёх стилей, входящих в Будзинкан – Кукисиндэн рю Хаппо бикэн, Такаги Ёсин рю и Синдэн Фудо рю в полном объёме. И в 1996 году он основывает свой собственный додзё – Дзинэнкан и берет новое имя - Унсуй.
Основными принципами, которые избрал для своего стиля Манака Унсуй, становятся естественность и природная адаптируемость. Естественность во всём – взгляде на вещи, образе жизни, интересах. Естественность, природность – присутствует как в названии стиля и додзё – Дзинэн, так и в новом имени Манака – Унсуй. Это то, что наполняет его технику боя, которой он учился в течение четырёх десятилетий. Это просвечивает и сквозь его хобби, его характер и манеру поведения.
Однако, Манака объясняет, что подобная естественность не приходит сама по себе, из ниоткуда. Он верит, что для достижения определенной степени естественности движений, последователь будо должен обратить самое пристальное внимание на фундаментальные навыки избранного Пути, овладевая основами старательно, правильно и тренируя их как можно большее количество раз. Этот девиз Дзинэнкан не изменился за 10 лет существования школы: «Главное значение имеет базовая техника» - и с этим трудно не согласиться. «Это может казаться очень простым, но важно понять, что фактически нет абсолютно никакого окольного пути или способа обойти это, никакие «сокращения» или «упрощения» не приведут вас к «волшебным техникам» (камивадза), которые мастера, подобные Хацуми-сэнсэю демонстрируют с такой степенью свободы и лёгкости».
Манака-сэнсэй стал учеником Хацуми-сэнсэя спустя лишь три года с того момента, как сам Хацуми стал обучаться под руководством Такамацу. Как результат, он может засвидетельствовать то неисчислимое количество пота, крови, усилий и внимания, которые сделали из Хацуми Масааки того человека, которого сейчас считают гением боевых искусств. Он знает, что пустое «пародирование» техники Хацуми бесполезно. Он подчёркивает жизненную важность основ своим ученикам, потому что, как он говорит: «Я не хочу строить замки на песке»…
Всё, что преподает Манака Унсуй – по свидетельству его учеников – он делает это очень честно и очень непосредственно. Он преподаёт согласно принципам каждого рю-ха, в очень ясной и полной манере. Манака-сэнсэй преподает не только технику, но и идеи, заложенные в каждый из стилей, почти таким же способом, которым он сам узнал их: дискретно и всесторонне. «Без этих идей любая практика традиционных стилей становится пустой. Соблюдение всех аспектов каждой рю-ха может подарить вам надежду когда-нибудь действительно понять, что вы изучаете» - говорит Манака.
«Я учу людей слушать и действовать. Слушать поток событий и вещей, чтобы понять, когда потоку стоит предоставить течь самостоятельно, а когда нужно использовать его силу».
Он использует образы сил природы, чтобы объяснить эти идеи. «Естественные явления типа облаков, потоков воды, ветра или молнии взаимосвязаны между собой, но при этом как бы появляются из ниоткуда и исчезают также незаметно, как и появляются. Это происходит очень естественно. Они просто двигаются в направлении, которые другие естественные условия создали для них: ветер гонит облака, они сталкиваются, образуя молнии, молния может ударить в землю и в этом месте начнет бить родник. Он испарится, и станет облаком…».
Все семинары, которые проводит Манака сегодня, отличаются очень скрупулезным подходом к маленьким и порой незаметным деталям техники, делающим ее по-настоящему эффективной. «Я хотел бы, чтобы после моего урока ученики должны запомнить и понять всё, что я показываю им» - улыбается Унсуй. Вообще же Манака известен как очень строгий преподаватель техники, требующий от своих учеников уважения к тому, что они изучают, и стремящийся довести исполнение техники до предельно правильного уровня, который возможен на данном этапе развития каждого отдельно взятого ученика. «Я предпочитаю идти намного медленнее, но более тщательно разбирая изучаемый материал. Я считаю, что это правильный подход» - говорит Манака.
Манака Унсуй демонстрирует технику бикэндзюцу и дакэнтайдзюцу (1999 г.)
Когда Манака начал преподавать в Америке, он столкнулся с явлением, которое его буквально повергло в шок. «Я увидел, что в Америке есть тенденция изменять традиционные боевые искусства и способы обучаться им в угоду людям, которые пришли заниматься в додзё. Это какие-то «Макдональд додзё», где стремятся сделать всё, чтобы «угодить клиентам» и выкачать из них побольше денег. Я никогда не изменю своего подхода к боевым искусствам ни за какие деньги».
Вообще говоря, Манака-сэнсэй очень лоялен по отношению к иностранцам – большинство его учеников – это американцы и европейцы. Несмотря на барьер в языковом общении, он успешно доносит до них то, что хочет сказать: «Слова используются, чтобы объяснять что-то, но обучение боевому искусству происходит посредством тела» - говорит он – «так что я полагаю, что иностранец может овладеть этим также, как и японец, конечно, при надлежащей настойчивости и наличии мастера. Даже японцы не могут справиться с этим без достаточного обучения. А люди физически не меняются уже тысячи лет. Так что я думаю, что правильные отношения между учителем и учеником могут быть достигнуты независимо от принадлежности к какой-либо расе».
Сегодня Манака Унсуй преподаёт следующие стили и искусства:
- Гёкко рю
- Кото рю
- Тогакурэ рю
- Кукисиндэн рю
- Такаги Ёсин рю
- Синдэн Фудо рю
- Дзинэн рю
Дзинэн рю представляет собой собственный стиль Манака Унсуй. Он сам характеризует его как «дзиссэн кобудо», т.е. «реальное боевое искусство, использующее старинные методы». «Я создал его для того, чтобы позволить людям ясно узнать мои мысли и мои стандарты, которые я имею в виду относительно реального будо». Техники Дзинэн рю основаны как на стилях, преподаваемых в Дзинэнкан, так и на некоторых других, в частности: Итто рю, Мусаси рю, Масаки рю и Такэноути рю.
В Дзинэн рю изучаются:
- Бикэндзюцу (искусство меча)
- Нитодзюцу(искусство фехтования двумя мечами)
- Тэссэндзюцу(искусство железного веера)
- Тантодзюцу(искусство ножа)
- Кусарифундодзюцу(искусство короткой цепи)
- Дзюттэдзюцу (искусство металлического жезла)
Манака Унсуй демонстрирует каратакэгири – рубку бамбуковых стволов из Дзинэн рю бикэндзюцу
Система градации степеней мастерства в Дзинэнкан сильно отличается от Будзинкан и Гэнбукан. В нём существует только три ученические степени кю (3,2,1) и пять мастерских степеней дан (1,2,3,4,5).
Вот аттестационная программа Дзинэнкан до 4 дан (она настолько мала, что я приведу ее полностью – прим. автора):
3 кю (зеленый пояс):
ценпо кайтэн, сокухо кайтэн, сиканкэн, фудокэн, омотэ гяку, ура гяку.
2 кю (фиолетовый пояс):
кохо кайтэн, ёко нагарэ, омотэ сюто, ура сюто, гансэки нагэ, ценпо кэри.
1 кю (коричневый пояс):
тати (татэ) нагарэ, ценпо укэми, какуси кэри, сокухо кэри, кохо кэри, они кудаки, мусо дори.
1 дан (чёрный пояс):
Кото рю копподзюцу (камаэ и ката): камаэ – сайю сэйган, хира итимондзи, хоко, сайю бобби; ката – койёку. Гёкко рю косидзюцу (камаэ и ката): камаэ – сайю итимондзи, сайю хитё, сайю дзюмондзи; ката – коку. Кихон хаппо – итимондзи но ката, хитё но ката, дзюмондзи но ката. Кукисин рю бодзюцу камаэ: рокусяку бо – сайю сэйган, хира итимондзи, тэнтидзин, тюдан, гэдан, хокосаки (ихэн), кёхэн; сандзяку бо (ханбо) – катаябури, мунэн мусо, отонаси.
2 дан (чёрный пояс):
Кото рю копподзюцу (ката): сито, хосоку. Гёкко рю косидзюцу (ката): рэнъё, дансю. Кукисин рю бодзюцу (кихон вадза): рокусяку бо – сайю бофури, Мэн юти (тэнто юти), сайю ёкомэн, сайю доюти, сайю асибараи, гэдан ханэагэ, цуки, дзёдан укэ; сандзяку бо (ханбо) – сайю кататэ бури, сайю котэ юти, сайю котэгаэси юти, сайю котэдзимэ, сайю асидори.
3 дан (чёрный пояс):
Кото рю копподзюцу (ката): ёкуто. Гёкко рю косидзюцу (ката): данси. Кукисин рю дакэнтайдзюцу (ката): сэйон. Синдэн Фудо рю (ката): нитигэки. Такаги Ёсин рю (ката): касуми дори. Кукисин рю бодзюцу (ката): рокусяку бо – гохо, ура гохо, сасиай; сандзяку бо (ханбо) – кататэюти, цукиотоси, утиги.
4 дан (чёрный пояс):
Кото рю копподзюцу (ката): огяку. Гёкко рю косидзюцу (ката): саканагарэ. Кукисин рю дакэнтайдзюцу (ката): суйёку. Синдэн Фудо рю (ката): гэккан. Такаги Ёсин рю (ката): догаэси. Кукисин рю бодзюцу (ката) – любые три из десяти перечисленных по выбору Унсуй-сэнсэя, также включая и ката предыдущего уровня: рокусяку бо – цуру но иссоку, сусо отоси, иппон суги, тацу отоси, коку, тати отоси, яматэ цуки, гэки ку, тэн ти дзин, тама гаэси; сандзяку бо (ханбо) – нагарэ дори, касуми гакэ, као кудаки, сака отоси, атэ гаэси, котэ гаэси, сотова, ханэ отоси, мата гакэ, котэ хараи.
При анализе аттестационной программы Дзинэнкан становится ясно, о чем говорит сэнсэй Манака – в ней действительно ничего, кроме основ, нет. Даже ката, изучаемые на степени дан – это первые ката уровня сёдан каждой из школ. Но, по-видимому, в этом и особенность стиля, преподаваемого Унсуй – хорошее знание базовых техник постепенно развивает у занимающихся прочную основу для дальнейшего роста. Ученики Манака-сэнсэя могут воочию убедиться в правоте его доводов, глядя на человека, который учился более сорока лет (на сегодня стаж занятий боевыми искусствами Манака-сэнсэя составляет 47 лет, из них 37 – под руководством Хацуми! – прим. автора) и поклялся провести остаток дней провести рядом со своими учениками, чтобы указать им правильный Путь.
Когда его спрашивают, каковы его планы по развитию организации, он обычно отвечает, что предоставит это естественному ходу вещей: «Пусть всё идёт, как идёт» - улыбается он. Он заявляет, что если хотя бы один из его учеников поймёт всё то, что он хочет им сказать, он будет счастлив.
Сэнсэй Манака уделяет много времени для работы с предоставлением информации своим ученикам. У него очень много учебных видео и методических пособий, которые, правда стоят очень и очень не дешево. Фильмы от 50-60 долларов, иногда очень короткие (10-15 мин). Многое можно получить непосредственно через Интернет, скачав с официального сайта Дзинэнкан (в среднем, методичка текст + фото на 1 ката традиционной школы стоит 5 долларов). Это, конечно, минус, но кто сказал, что хорошее должно дешево стоить?
Кроме боевых искусств, Манака «Унсуй» Фумио увлекается многими видами активного отдыха и спорта – играет в гольф, любит рыбалку, катается на коньках и лыжах, занимается подводным плаванием и парапланеризмом. Также Манака проявляет активный интерес к культуре собственной страны, занимаясь каллиграфией и традиционными танцами. «Я рекомендую изучать большое количество разных вещей» - говорит он. «Люди – существа, которые учатся через преодоление». Манака не слишком религиозен, но, по его собственному признанию, его очень привлекает учение Срединного пути и достижение покоя и в движении и движения в покое. «Мне это очень интересно, потому что это очень трудно». Эта философия вдохновила его на изучение Дзэн-буддизма, принципы которого еще более наполнили его подход к боевым искусствам и к жизни.
В общем и целом – жизненный путь Манака Фумио и философия, которую он исповедует – прекрасный пример Пути ученичества и мастерства. Его система Дзинэнкан – целостная, хорошо структуризированная школа, в которой нет места домыслам или мистификациям. Сэнсэй Манака Унсуй – один из наиболее квалифицированных сегодня учителей, который может научить и учит всех желающих древнему воинскому Пути, основой которому служит нинпо и будо. Тому Пути, который открыл перед ним, как впрочем, и перед всеми нами – учениками Будзинкан – Великий мастер нашей традиции, сокэ Масааки Хацуми.
Манака Унсуй (2006 г.)
Другие публикации
- Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
- Секреты Будзинкан - шаг за шагом
- Ниндзя - кто они?
- Последние ниндзя
- Учебный план наёмных убийц
- Прыжок в сверхъестественное
- Мои впечатления от Украины
- Синкэн - живой клинок
- Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
- Краткая история ниндзюцу
Вернуться на страницу просмотра списка публикаций
|