Дэнсё |
|
|
Танэмура Сёто и Гэнбукан нинпо бугэй
Вокруг Танэмура Сёто и его организации Гэнбукан нинпо бугэй в нашей не избалованной информацией стране ходит много ненужных сплетен и слухов, особенно в среде не слишком сведущих, но много говорящих и пишущих о современном ниндзюцу людей. Связано это, прежде всего, с недостатком достоверной информации с одной стороны, и с неправильно понимаемой многими доктриной обучения самого Танэмура-сэнсэя. Причем эти мнения и слухи настолько диаметрально противоположны и противоречивы, что я посчитал необходимым прояснить ситуацию, по крайней мере, для тех, кто сегодня практикует Будзинкан, а также для всех, кто интересуется современными организациями ниндзя и искусством ниндзюцу вообще.
Есть люди, которые считают сэнсэя Танэмура более квалифицированным и «продвинутым» в ниндзюцу, чем кто бы то ни было сегодня, включая Хацуми Масааки и Манака Фумио. Есть и те, кто, наоборот, считают его «птенцом гнезда Хацуми» и основателем очередного «Х-кан», по сути ниндзя не являющимся. Кто же в действительности такой Танэмура Сёто и что представляют из себя искусство, которое он преподаёт? Где, когда и у кого реально учился Танэмура и какие звания и титулы ему принадлежат? Ниже я постараюсь ответить на эти вопросы как можно более полно. Оговорюсь сразу: вся «официальная» информация, приведенная в этой статье, взята либо из документов Гэнбукан (программ обучения, исторических статей, книг и т.д.), либо статей и интервью самого мастера на различных сайтах в Интернет.
Танэмура Сёто ( 種村匠刀 )родился 28 августа 1947 года в маленьком городке Мацубуси, который находится в префектуре Сайтама в двадцати пяти милях на северо-восток от Токио. Ему дали имя Цунэхиса ( 恒久 ), но в 1984 году, после основания Гэнбукан нинпо бугэй ( 玄武館忍法武芸 ), он взял себе имя «Сёто» ( 匠刀 - «Закон меча»).
Сам он пояснил это так: «Я взял себе имя «Сёто», в значении «Закон меча» (меч – как символ боевого искусства), потому что, став кантё, я решил посвятить всю свою жизнь постижению будо. Моя миссия, которую я чувствую в себе и несу в этот мир, заключается в передаче людям истинного значения Пути воина через постижение нинпо бугэй».
Ранее, в течение 60-70-х годов, боевыми именами (буго) Танэмура-сэнсэя также были «Бикокурю» («Тайный Чёрный Дракон»), Когёкку («Шар Света») и Фудо Масатика («Непоколебимо справедливый человек»).
Сейчас его полное имя Танэмура Цунэхиса Минамото но Сёто.
Его отец, Танэмура Садацунэ, был родом из династии воинов. Он являлся семнадцатым потомком в роду, унаследовавшим традицию самураев, его семья имела родственные связи с такими знатными фамилиями как Сасаки и Такэда. (Внук Такэда Сингэна прибыл в городок Мацубуси и был позже принят семейством Танэмура. Он смешал кровь с этим семейством, женившись на представительнице этой семьи. Символом семейства Танэмура с тех пор является герб, представляющий из себя комбинацию эмблемы Сасаки и Такэда. Женщины Танэмура используют эмблему, которая также используется женщинами императорского Дома Японии).
Будучи человеком, высоко чтившим традиции, Садацунэ стал заниматься с сыном боевыми искусствами в очень раннем возрасте.
Садацунэ был специалистом по кэндзюцу, являясь пятым даном в Оно-ха Итто рю и шестой дан в дзюкэндзюцу (фехтование на штыках). Также он занимал видное положение в различных школах дзюдзюцу, и, по словам Танэмура, мастером фамильного стиля ниндзюцу Такэда-рю. Но по установленному обычаю, он не должен был иметь даже малейшего влияния на дальнейший выбор своего сына.
Танэмура Сёто обучался с возраста девяти лет с отцом и дядей своего отца, Какуносукэ Ямадзаки, который обладал восьмым даном в Оно-ха Итто рю. Юный Танэмура обучался почти каждый день кэндзюцу и дзюдзюцу. Тренировки велись в традиционной манере на открытом воздухе босиком, не взирая на погоду. Постоянными партнёрами маленького Цунэхиса во время тренировок в течение первых пяти лет были мужчины старше его на несколько десятков лет. Цунэхиса регулярно избивался до потери сознания. Когда он был без сознания, ведро ледяной воды выливалось на него и, очнувшись, он немедленно продолжал тренировку.
Как говорит сам мастер в своем интервью: «Тренировки были очень суровыми. Я занимался с отцом и его учениками, а мне было всего девять лет, когда я приступил к занятиям. По нынешним меркам они были просто сумасшедшими… Например, если у тебя есть меч, дзюдзюцу в этот момент не нужно. Но если ты безоружен, а противник вооружён, что ты сможешь сделать? Отец часто дрался со мной на боккэн, и, как только он выбивал оружие из моих рук, надо было сразу же сближаться, чтобы не пропустить удар и сохранить руки в целости и сохранности. Я нырял под меч и, зацепляя ноги отца, пытался свалить его наземь, например, броском о-ути-гари или о-сото-гари. Как только мы падали, всё прекращалось».
В возрасте 15 лет, в 1962 году, он поступил в высшую школу и начал изучать Синдо Мусо рю кэнпо у известного мастера Сайто Сэйсиро. Именно в эти дни он начал поиск истинного боевого искусства. В этом же возрасте он видел своё будущее в изучении знаменитого Асаяма Итидэн рю тайдзюцу, а также Такаги Ёсин рю дзюдзюцу, Гикан рю копподзюцу и других искусств, и он также начинает обучение у Такамацу Тосицугу. Его тренировки были такими насыщенными, что он получил свои первые Мэнкё Кайдэн в Синдэн Фудо рю и Кукисин рю уже в возрасте двадцати лет – в 1967 году.
Вот что пишет о Такамацу и его обучении сам Танэмура: «Нинпо Такамацу Тосицугу принадлежит линии Иситани Мацутаро Такакагэ. Учителем Такамацу также был Тода Синрюкэн Масамицу. Оба они были мастерами нинпо и жили приблизительно в одном регионе. Тода обучал Такамацу Синдэн Кито рю тайдзюцу и Гёкко рю косидзюцу. Иситани-сэнсэй обучал моего учителя Гиккан рю копподзюцу, Такаги Ёсин рю дзюдзюцу и боевому искусству Кукисин рю. Такамацу также много раз ездил в Китай, где местный известный мастер Шаолинь обучал его технике владения мечом. Перед Второй Мировой войной Такамацу выдал мэнкё только троим своим ученикам: Кимуре Масадзи, Акимото Фумио и Ивами Нангаку. А у Ивами Нангаку занимались Киба Косиро, Тацута и Такэути Киракусай. Кимура-сэнсэй был первым. Он прожил более ста лет, а умер в 2000 году. Акимото умер очень молодым. Ему было не то 54 года, не то 55 лет, когда он умер. Его сын, Акимото Коки, даровал мне свиток. Сато Кинбэй был лучшим его учеником после Второй мировой, учеником второго поколения. Он стал наследником Такаги Ёсин рю дзюдзюцу и Кукисин рю бодзюцу. Но он не обучал этому никого, кроме меня. Кимура-сэнсэй тоже не обучал почти никого, кроме меня. Сын Кимура не занимался воинскими искусствами. Уэно Такаси и Сато Кинбэй, мои учителя, были очень близкими друзьями. И именно Уэно Такаси рассказал Сато Кинбэю о дзюдзюцу. Уэно-сэнсэй был великим мастером стиля Асаяма-Итидэн-рю дзю-дзюцу в 16 поколении. Он также был мастером Тэссин-рю кэмпо».
По словам, Танэмура, именно во время его университетского обучения он был представлен Сато Кинбэй и начал тренироваться под его началом. Как он пишет: «Он преподавал мне бодзюцу и дзюдзюцу. Он научил меня и Ягю Синган рю. Техника этого стиля рассчитана на борьбу в доспехах, и довольно необычная. Как китайские стили или каратэ. Когда я впервые увидел Ягю Синган рю, я не сдержался и сказал: «Да что это такое?!». Сато-сэнсэй ответил, что это дзюдзюцу, и я сначала не поверил: "Разве же это дзюдзюцу? Да это какой-то китайский стиль боя!". А Сато Кинбэй был ещё и мастером китайских воинских искусств, их пионером в Японии. В Китае он был многократно. Уэно-сэнсэй был младшим учеником после Сато. По профессии Сато был доктором, медиком. Уэно-сэнсэй, кстати, был также мастером окинавского каратэ. Не помню, правда, какого стиля. Не очень известного, но изначального. А также Тэнсин рю кэмпо. Сначала он преподавал технику сай, окинавского трезубца. А вот первым учеником Уэно был Кобаяси Macao. Он тоже уже умер. Следующим его последователем был Хацуми Ёсиаки (Хацуми Масааки). Мы ходили к нему вместе». (Здесь следует сделать отступление: по поводу «совместных» с Хацуми занятий у Уэно Такаси, Танэмура, мягко говоря, фантазирует – поскольку Хацуми занимался у Уэно до 1956 года, Маленькому Цунэхиса было тогда… где-то лет 7-9, и, как мы знаем, он только-только начал постигать азы боевого искусства под руководством своего отца, но о взаимоотношениях Танэмура и Хацуми мы поговорим чуть позже – примечание автора)
Кроме своих тренировок в додзё он тренировался в любое свободное время, чтобы усовершенствовать своё мастерство в технике. Все его учителя были представителями «старых стилей», люди строгие и ревностно охраняющие секреты своих техник. Каждый из них проводил демонстрацию только несколько раз, затем ожидалось, что студенты сами постигнут нюансы, при помощи которых действует техника. Таким образом, чтобы совершенствовать все техники, Цунэхиса отрабатывал каждую технику много тысяч раз, пока не нашёл те особенности, которые сделали его технику естественной. В своих тренировках он использовал всё: близлежащие рощи, рисовые поля, берега реки, скалы, камни, животных, деревья и даже луну.
Лунными ночами он отрабатывал технику яри и рокусякубо, уходя в поле, чтобы улучшить свою точность, как бы «вонзая» копьё или палку в центр луны. Он протыкал едва видимые листики деревьев, когда они дрожали на ветру, был достаточно ловок с животными, позволяя им атаковать себя. Когда они прыгали, чтобы напасть, он просто использовал тай-сабаки, пока животное, обычно собака, не сдавалось. Деревья, скалы и камни использовались для тренировки ударной силы рук или ног и для развития поверхностей рук и ступней. Он бил дерево до тех пор, пока его руки не начинали кровоточить. Один из его учителей научил его гораздо лучшему способу развивать сильный удар. Он сказал ему, что настоящий мастер боевых искусств проходит в толпе незамеченным. Если бы его руки были в мозолях, люди могли бы сказать, что он является мастером какого-либо боевого искусства или, если бы он был в бою, противник был бы способен моментально определить технику, которую он использует (Этот пассаж не буквально, но очень явно скопирован Танэмура Сёто из более ранних автобиографических работ сэнсэев Такамацу и Хацуми).
Когда он закончил университет, его убедили в том, что карьера юриста была бы хорошим будущим, но по своей сути она являлась чисто академической, так что в ней не было применения боевым искусствам. А он хотел использовать свои знания с целью защитить и помочь другим. В возрасте 22 лет (1969 год) он поступил на службу в токийскую полицию для того, чтобы использовать и проверить всё чему он научился. Его часто приглашали демонстрировать своё мастерство, и он всегда был на высоте. Зная о его талантах, Танэмура-сэнсэя попросили обучать самообороне полицейских в специальном клубе боевых искусств. Также он стал учителем в полицейском участке.
Кроме того, он был членом элитного подразделения полиции Японии Кидокай, занимающегося освобождением заложников, разминированием и т.п. действиями, направленными против оргпреступности и террористов. Однако Танэмура чувствовал, что его задачей было представить истинное боевое искусство миру и после четырнадцати лет службы, он увольняется. Вскоре после его ухода из полиции он основал свой додзё, назвав его «Гэнбукан». Это произошло 28 ноября 1983 года. «Гэнбукан додзё – это место, где воспитываются профессионалы боевого искусства, место, которое является центром совершенного боевого искусства. «Гэн» также обозначает что-то скрытое - место для отработки техники - загадочной, странной и удивительной. Значение заключается в том, что тот, кто овладевает нинпо Бугэй, приносит свет в мир тьмы» - так сам Танэмура объясняет название своего додзё и своего стиля.
Или еще: «При помощи Гэнбукан, искусство нинпо бугэй изучается для просветления, познания и защиты разума, духа и тела. Хотя термин «нинпо бугэй» известен всему миру, очень немногие знают его истинное значение. Тех, кто практикует нинпо бугэй, ещё меньше. Приходите без страха и сомнения для обучения тому, что раньше было недоступно. Сотрудничая с токийским отделом полиции и обучая людей со всего мира нинпо, я твердо уверен в том, что нинпо достигло своего рассвета».
Что подразумевает Танэмура под «нинпо бугэй»? «Нинпо бугэй не ограничивается одним стилем (рю) – то, из чего состоит это искусство, развивается постоянно. Не существует рамок, ограничивающих оригинальное японское искусство терпения (синобидзюцу). База сформировалась на основе различных школ, таких как: Тогакурэ рю, кумогакурэ рю, Кукисин рю, Гёкко рю, Гёкусин рю, Кото рю, Такаги рю и Гикан рю. Также взяты элементы из Ига рю, Кога рю, Мусо рю, Ёсин рю, Мунэн рю, Кито рю, Кито рю, Итидэн рю, Итто рю и других. Потребовалось 30 лет тренировок и поиска для кульминации развития нинпо бугэй и появления Гэнбукан додзё».
Он начинает преподавание всем желающим, но, прежде всего тем, кто, по мнению Танэмура, больше всего реально нуждается в этом - по роду своей профессиональной деятельности. В 80-е годы он провел множество демонстраций и семинаров по всему миру, преподавая нинпо и дзюдзюцу агентам ФБР, полицейским, командам СВАТ, САС и др., а также преподавал инструкторам элитных подразделений полиции, армии и т.д.
Зимой 1989 года Сато-сэнсэй назвал его следующим сокэ Хонтай Такаги Ёсин рю, Бокудэн рю, Гикан рю и Кукисин рю…
Здесь я хотел бы прервать жизнеописание Танэмура Сёто для того, чтобы высказать некоторые замечания к написанному. Все факты, приведенные выше – это, так сказать «официальная», основательно «подчищенная» биография Танэмура Сёто. По части службы в полиции и основания Гэнбукан додзё она, конечно, не вызывает ни малейших нареканий. Но так ли обстоит дело по поводу обучения Танэмура у «старых мастеров» в 70-е годы?
Это заявление, мягко говоря, не имеет под собой никакой реальной основы, основанной на фактах, так как прекрасно известно, что начиная с середины 60-х годов и вплоть до основания Гэнбукан нинпо бугэй в 1983 году – т.е. более 15 лет (!), Танэмура был сначала ведущим студентом, а затем и инструктором в группе Хацуми Масааки, что подтверждается огромным количеством фотографий и письменных свидетельств того времени. Помимо этого, напомню, что Хацуми начал свою преподавательскую деятельность гораздо раньше, чем об этом принято говорить на Западе – а именно в 1964 году: вначале он преподавал как инструктор от имени ипод руководством Такамацу Тосицугу.
Иными словами, Танэмура мог заниматься в эти годы не сколько с самим Такамацу-сэнсэем, сколько с Хацуми – и это факт. А после того, как Такамацу полностью отошел от обучения (в 1969 году) и передал эту функцию Хацуми, Танэмура занимался только под руководством нашего сокэ, и это снова факт, который никак не получится обойти или замолчать – хочет этого Танэмура-сэнсэй или нет. А у других учеников Такамацу – таких, как Сато Кинбэй, Кимура Масадзи и др., он начал заниматься не ранее середины-конца восьмидесятых годов (когда, видимо, остро встал вопрос о том, а является ли Танэмура Сёто действительно сокэ тех школ, о которых говорит, или нет, и какие официальные документы – свитки, дэнсё, наконец, хотя бы лицензии мэнкё кайдэн, он может предъявить. Известен, например, такой факт: когда Хацуми Масааки в середине 70-х годов тяжело болел и полагал, что это может кончиться фатально, он выдал своим ближайшим ученикам мэнкё кайдэн в нескольких школах – Танэмура получил лицензию в Гёкко рю и Кото рю, Манака – в Тогакурэ рю и т.д., что, однако, не мешает Танэмура-сэнсэю преподавать Тогакурэ рю Танэмура-ха (Тогакурэ рю направления Танэмура) в программе Гэнбукан – примечание автора).
Танэмура, как инструктор в организации Хацуми, обучал многих известных сейчас мастеров Будзинкан: у него, к примеру, начинал занимался Нагато Тосиро и достаточно много тренировались под его руководством Дорон Навон и Стивен К. Хайес. Как представитель Хацуми, Танэмура по приглашению Стивена К. Хайеса, еще в 1976 году ездил в Атланту, США, где впервые обучал иностранцев вне Японии. Танэмура Цунэхиса фигурирует во всех книгах и фильмах Хацуми (а также С.К. Хайеса), выпущенных до 1984 года.
А у Хацуми в жизни тем временем продолжалась чёрная полоса: не успел он сам как следует выздороветь, как у него тяжело заболевает мать - ее разбивает паралич. Хацуми ухаживает за матерью сам – день и ночь, практически не отлучаясь от постели больной, он в течение пяти (!) лет, вплоть до ее кончины, выполняет функции сиделки и медицинской сестры для матери. Естественно, времени для тренировок или преподавания практически не оставалось и Танэмура, нужно отдать ему должное, в этот период практически руководит Будзинкан додзё.
Однако, «войдя во вкус», по возвращении Хацуми к выполнению своих обязанностей, для успевшего привыкнуть к самостоятельным решениям сэнсэю Танэмура стало, видимо, крайне тяжело «расстаться» со статусом «додзё-тё» («главного в додзё») или даже, если можно так выразиться, «вице-сокэ». Он со страшным скандалом покидает Будзинкан, и основывает свою организацию - Гэнбукан, таким образом становясь «кантё» - или «основателем», «главой дома (школы)».
Надо сказать, что как Хацуми, так и Танэмура крайне неохотно говорят (если вообще говорят) что-либо друг о друге. Другими словами, разрыв между ними состоялся очень серьезный: даже с учетом того, что Хацуми и Танэмура – двоюродные братья по линии матерей, они не только не общаются между собой, но даже простое упоминание друг о друге вызывает у обоих крайне негативную реакцию. Вот типичный ответ Танэмура по поводу Хацуми и Будзинкан: «Да, теперь он возглавляет Будзинкан, а я Гэнбукан. Он мой двоюродный брат. Мы работали в той организации вместе, но по некоторым причинам расстались. Вот Фукумото Ёсио - настоящий ниндзя. Секретный мастер ниндзюцу. Он может научить истинному искусству. Он показал мне, как следует правильно носить и метать сюрикэн и выполнять кудзи-кири». Согласитесь, весьма странное замечание для человека, который на фото и видео 70-х годов прекрасно справлялся с обеими задачами, являясь ведущим инструктором Будзинкан…
С другой стороны, не нам решать и делать выводы о личных отношениях Хацуми и Танэмура, двух, без какого-либо преувеличения, великих мастеров нинпо современности – это их «семейные» дела, но заявления сэнсэя Танэмура о том, где и у кого на самом деле он учился, выглядят нелепо: Гэнбукан он основал в 1983 году, а учиться у Сато Кинбэй он реально начал с середины 80-х, у Кимура Масадзи – с 1991 г…
Так что, же спрашивается, он преподавал тогда под видом ниндзюцу в течение 80-х годов и у кого этому научился, если, как он сам утверждает, даже сюрикэн метать и носить, до встречи с Фукумото не умел? (напомню, что о Фукумото Ёсио, Сато Кинбэй и Кимура Масадзи вы можете более подробно прочитать в статье «Кого и чему учил Такамацу Тосицугу?» на нашем сайте или в готовящейся к выходу книге «От ниндзюцу к нинпо: основы Будзинкан тайдзюцу» - прим. автора).
Но, как бы то ни было, Танэмура Сёто утверждает, что его основной учитель, после Такамацу Тосицугу – это Сато Кинбэй, который передал ему свитки и звание сокэ в Такаги Ёсин рю и Кукисин рю в 1989 году. Кроме того, он учил его китайским стилям боя – багуачжан, тайдзи и др. Вот слова самого Танэмура: «Да, меня обучал Сато-сэнсэй, а он в свою очередь, занимался у Ли Чжин Мин. Тот показывал ему в основном багуачжан, а также Шаолиньцюань, тайцзи, циньна и некоторые другие стили. Особенно багуа. Тринадцать лет я был секретным учеником Сато Кинбэй». Последняя фраза особенно настораживает: почему это Танэмура был «секретным» учеником, разве он не мог открыто заниматься у Сато Кинбэй – или просто его никто не видел его в додзё этого мастера вплоть до начала 90-х?
Еще одним наставником Танэмура стал Кимура Масадзи, с ним Танэмура познакомился в 1991 году и стал его учеником. Как вы знаете, Кимура считался старшим, после Фумио Акимото, учеником у Такамацу. Как пишет Танэмура-сэнсэй, Кимура Масадзи вручил ему полные знания в Кукисин рю бодзюцу, Кукисин рю дзюдзюцу и Тэнсин Хёго Кукисин рю. Другими словами, следуя рассказу Танэмура, он является сокэ всех этих школ по линии Сато и линии Кимура, но, как мы знаем, ни тот, ни другой не были назначены сокэ их учителем, Такамацу, а лишь имели от него дипломы мэнке кайдэн – поэтому все претензии Танэмура Сёто на то, что он является великим мастером в нескольких школах, входящих сегодня в Будзинкан, попросту несостоятельны. Максимум, что могли выдать ему сэнсэи Сато и Кимура – это такие же лицензии, как у себя, т.е. мэнкё кайдэн. Но он и так имел аналогичный диплом от самого Такамацу, полученный еще в 1967 году… Так что, скорее всего, нужно признать, что Танэмура Сёто – самоназначенный «грандмастер», а это, мягко говоря, нехорошо с любой точки зрения. Даже если допустить, что сэнсэи Сато и Кимура выдали ему какие-то свитки и дэнсё, совершив формальный ритуал дэнсё-сики (т.н. «передача свитков», свидетельствующая, что человек, получивший их, является следующим ведущим мастером школы или стиля), то максимум, кем он может являться – это вторым сокэ по линии Сато/Танэмура и Кимура/Танэмура. Причём он обязан указать после названия школы либо имя учителя, либо свое имя (например, Кукисин рю Сато-ха или Кукисин рю Танэмура-ха).
В 1991 году Танэмура Сёто также основал организацию «Кокусай дзюдзюцу рэнмэй». Как пишет Танэмура-сэнсэй: «Я создал ее для сохранения и передачи подлинного японского дзюдзюцу. К несчастью, сегодня очень немногие школы дзюдзюцу за пределами Японии практикуют то, что может рассматриваться как подлинное дзюдзюцу. Теряя связь со своими японскими корнями, они переросли в некие эклектические искусства. Целью KJJR является поднять ценность тренировок для тех, кто ищет традиционное дзюдзюцу в современном мире».
«Кокусай дзюдзюцу рэнмэй» (国際柔術連盟) придерживается стандартной для современных систем японских боевых искусств системы обозначения мастерства кю-дан. После достижения степени 3-й дан студент может специализироваться в одном из рю, в котором Танэмура Сёто является «сокэ» и получить сертификат о присвоении уровня мэнкё кайдэн. Вот некоторые из школ, на которых «Кокусай дзюдзюцу рэнмэй» основывает свои знания: Хонтай Такаги Ёсин рю, Кукисин рю, Асаяма Итидэн рю, Татара Синдэн рю, Бокудэн рю, Ягю Синган рю, Тэнсин рю, Иттэн Тюкаи рю, Араки Син рю, Хакко рю…
Вот отрывок из интервью Танэмура-сэнсэя, в котором он объясняет некоторые отличия традиционного и спортивного направления дзюдзюцу: «Дзюдзюцу - это открытые двери для каждого. Это не спорт, а воинское искусство для самозащиты. Дзюдо - это спорт. В нём нет смертей, только победитель и проигравший. Дзюдзюцу - это самозащита, борьба не на жизнь, а на смерть. Кано Дзигоро (основатель дзюдо) очень хотел, чтобы дзюдо стало олимпийским видом спорта, поэтому убрал разные опасные приёмы из его арсенала. Так соревноваться невозможно. Или ты жив, или ты мёртв. Спорт, конечно, имеет свои положительные стороны: занимаясь спортом, мы также развиваемся физически. Можно также получать удовольствие, выступая на соревнованиях». Но, поскольку это выходит за рамки темы этой книги, мы не станем подробно рассматривать технику дзюдзюцу, преподаваемой Танэмура, также, как и технику китайских стилей, «старого» каратэ, госиндзюцу, Амацу Татара тюгоку кэмпо и т.д. Всё это – для тех, кого всерьез интересует практическая деятельность Танэмура-сэнсэя. Они могут обратиться к представителям этого мастера в России и начать заниматься практически.
Здесь же мы подробнее рассмотрим, что представляет из себя система Гэнбукан нинпо бугэй с технической стороны. Но сначала небольшой отрывок из книги Танэмура «Секреты ниндзя»:
«Когда говорят о ниндзя, в голове обывателя сразу возникает образ убийцы, облачённого в чёрные одежды и исчезающего в клубах дыма. Это искаженное видение не имеет ничего общего с реальностью учения нинпо. Настоящий ниндзя никогда не ставит своё сердце на второе место после меча. Ниндзя никогда не проявляет недоброжелательность, даже когда он унижен или осуждён. Ниндзя обладает сострадательным сердцем и стремится к миру и гармонии. Такое отношение к жизни называется духом «ниннику». Непрестанно помогая людям, окружающим его, ниндзя использует нинпо, чтобы оказывать помощь обществу. Именно поэтому нинпо бугэй – эта основа боевых искусств, ранее ревностно охраняемая тайна, сейчас может быть доступна для каждого.
Ниндзя должен воспитывать в себе дух «ниннику», одновременно приобретая навыки в восемнадцати основных направлениях боевого искусства (бугэй дзюхаппан) и в специальных восемнадцати направлениях искусства ниндзя (ниндзя дзюхаккэй). Комбинированный результат производит 36 неотъемлемых частей нинпо (нинпо сандзюроккэй), о которых разговор пойдёт дальше. Как бы то ни было способность выполнять эти техники ведёт к следующему уровню - тактическому применению (ниндзя-хэйхо) и, в конце концов, к всеохватному знанию, уровню обладания Сердцем и Глазами Бога (синсин-синган).
Мнение о том, что достижение мастерства в технике достаточно для самозащиты и выживания, я считаю ограниченностью, достойной разочарования. Если идти этим путём, то либо проиграешь, либо попадешь в тупик собственного невежества. За техникой должно следовать настоящее психическое и духовное развитие. Неотъемлемой частью слова «нинпо» 忍法является иероглиф, означающий «вечная истина» (法 - «Хо» или «По»). Студенты Гэнбукан изучают нинпо, а не ниндзюцу. Нинпо - это наивысший уровень самозащиты разума, тела и духа. Благодаря этому боевому искусству ниндзя слышит то, что называется тишиной, видит то, что называется невидимым и стойко переносит то, что называется нестерпимым. Настоящая миссия ниндзя - это нести свет в тёмноту мира с помощью своей стойкости, принести свою жизнь в жертву ради мира человечества. Те, кто изучает нинпо, должны дать торжественное обещание иметь сердце такое же нежное, как цветок, при общении с людьми».
Теперь об обучении. Также как и в Кокусай дзюдзюцу рэнмэй, сэнсэй Танэмура в своей системе нинпо придерживается современной структуры кю-дан, но сами тренировки довольно формализованы и проходят в традиционной манере, хотя есть и рандори, и кумитэ. Вот что пишет об этом Танэмура: «На своих нынешних занятиях мы надеваем защитное снаряжение для того, чтобы было лучше тренироваться. Шлем и жилет довольно тяжёлые. Но главная задача в этом случае - учиться защищать и атаковать открытые зоны противника. Это и пространство под мышками, предплечья и локти, да и многое другое. Иногда ученики сражаются на бамбуковых мечах без защитного снаряжения, иногда в нём. Правила они каждый раз оговаривают между собой. Например, они работают при условии, что один нападает, например, с ножом, или пытается душить, а другой защищается. Это мы называем рандори. Но мы работаем и в кумитэ. То есть, мы сражаемся, но не используем ударов руками и ногами в голову, поскольку это довольно опасно и можно запросто получить сотрясение мозга. Для этого существуют ката».
Даже с первого взгляда на программу Танэмура, которая, кстати, была почему-то глубоко засекреченной даже от членов Гэнбукан (хотя что в ней такого секретного?) еще лет пять лет назад, становится ясно, что большинство техники, преподаваемой Танэмура-сэнсэем как Гэнбукан нинпо бугэй – это техника школ Гёкко рю, Кото рю и Тогакурэ рю, обучиться которым он мог только у Хацуми. Также присутствуют элементы Кукисин рю и Такаги Ёсин рю, но опять-таки, очень и очень знакомые последователям Будзинкан. Ничего такого, что Танэмура мог изучить или изучал где-то еще, кроме Будзинкан, в программе нет (да и, на самом деле, и быть не может)…
Вот краткий анализ программы-минимум (10 кю-1 дан) Гэнбукан нинпо бугэй:
На 10 кю изучаются поклоны, разминка и все возможные кувырки, перекаты, прыжки с опорой на руки и… вплоть до переднего, бокового и заднего сальто. (Не знаю, насколько оправданно изучение сложных акробатических элементов новичками, но это именно так – прим. автора).
На 9 кю изучаются уклоны от разнообразных ударов мечом спереди и сзади, уклоны от летящих предметов (используются мешочки с песком, мячики или резиновые сюрикэн) два камаэ (сидзэн и кататэ итимондзи), а также два удара рукой (в положении плоского кулака - сиканкэн и ребром ладони - сюто) и передний удар ногой – сокуякукэн. Также ученики разбираются с принципами выполнения блоков.
8 кю - пять камаэ, три удара с последующим отпрыгиванием и кувырком назад, босикэн, три удара ногой (пальцами, носком и ребром ноги) и десяток освобождений от захватов рук (тэ ходоки).
На 7 кю изучаются рычаги на кисть (омотэ гяку и ура гяку), уклоны от удара мечом при помощи кувырка или иного акробатического элемента типа фляка, колеса и т.д., а также контратаки при помощи цуки, сюто и кэри от атаки цуки или кэри.
6 кю начинается с изучения хитё и дзюмондзи но ката из Кихон хаппо, затем идут болевые на большой палец (ойя гороси) и мизинец (ко гороси), удары ногами по бедрам и пах (хаппо кэри), еще пару техник тэ ходоки.
На 5 кю изучаются разнообразные удары ладонями и пальцами (двумя, тремя, четырьмя, когтями и др.), а также удар коленом и штампующий удар ногой. Кроме этого представлено по шесть добиваний/дожиманий после проведения омотэ гяку и ура гяку.
На уровне 4 кю изучаются увертки (хадзюцу) от омотэ гяку и ура гяку, бросков через плечо, бедро и упором в живот. Также изучается по 2-3 техники от атаки кулаком, ногой и попытки провести бросок (кэн кудаки, кэри кудаки и коси кудаки соответственно).
На 3 кю изучаются удары мизинцем, сгибом большого пальца, локтем, плечом, головой, давление ладонью, удар ладонями по ушам, укус зубами и еще несколько ударных форм. Кроме того, изучается гансэки нагэ, гансэки отоси и гансэки ори, такэ ори омотэ и ура и гяку сэой захватом одной и двумя руками.
2 кю – восемь разных ударов ногами по ногам, по четыре техники освобождения от захватов за туловище спереди и сзади (тай ходоки), а также уходы от удержаний лежа (осаэ коми), когда противник сверху, сбоку и сверху лежа на животе.
На 1 кю изучаются они кудаки омотэ и ура, мусо дори, о гяку, броски в падении (типа нагарэ в разных направлениях и тэ макура), пару удушений спереди (хон и гяку), одно сзади (санкаку), а также защита от них (симэ ходоки - четыре от переднего и два от заднего).
Вот с таким, прямо скажем, небольшим багажом базовой техники, ученики Гэнбукан приходят к изучению программы черного пояса первой ступени. На 1 дан изучается и тестируется следующая техника: дакэнтайдзюцу ( Кукисин рю – прим. автора): сэйон, суйёку, суйся, кубива, катахо, тацумаки; копподзюцу ( Кото рю – прим. автора): ёкуто, огяку, коёку, сито, хотэки, кэто; косидзюцу ( Гёкко рю – прим. автора): коку, дансю, данси, ханэби, тэймяку ( кэцу мяку), саттэи ( саккэцу). Иными словами, мы видим формальное изучение восемнадцати ката трёх школ, выполняемых в вариантах омотэ и ура, т.е. 36 техник, которые преподаются в Будзинкан на уровнях кю. Вот такое «секретное» обучение нинпо тайдзюцу, на 99,9 % совпадающее с ранними программами Будзинкан (кому интересно, может посмотреть программу конца 80-х годов, которую я приводил в своей книге «Рожденные во тьме» в 1992 году, выложенной бесплатно на нашем сайте в разделе «Книги»)…
Танэмура Сёто очень активный пропагандист идей нинпо и корю будо в мире. Он выпустил большое количество книг, программ и видео, которые, при желании и наличии от 30 до 50 долларов (именно столько, например, стоит фильм на какой-либо кю Гэнбукан по тайдзюцу, кэндзюцу, ханбодзюцу и др.) вы можете легко отыскать и заказать в Интернет. У нас в стране наибольшей известностью пользуются его сериалы «Самурайское дзюдзюцу» и, в меньшей степени – «Самурайское ханбодзюцу», каждый из которых включает 6-7 фильмов и обязательную беседу по истории, в которой Танэмура рассказывает о своем обучении, естественно, ни словом не вспоминая Хацуми...
Однако на Западе, в среде изучающих ниндзюцу, он известен больше благодаря его книге «Секреты нинпо», которая действительно занимает значительное место в ряду литературы, посвященной нинпо.
Сэнсэй Танэмура женат, имеет троих взрослых детей, также практикующих боевые искусства. Вот слова Танэмура о своей семье и Гэнбукан: «Детям двадцать девять, двадцать шесть и двадцать один год. Я очень люблю свою супругу. И она относится ко мне также нежно. А мои ученики - это члены моей семьи. Пусть иногда я немного строг к ним, но на самом деле я стараюсь, когда необходимо, заменить отца. А иногда и мать».
Сегодня в Гэнбукан занимается около 5 000 людей по всему миру. Хонбу додзё Гэнбукан находится в Японии, в родном городе Танэмура - Мацубуси. Филиалы организации есть почти в каждой стране Европы и Америки, в том числе и в России.
Танэмура Сёто в начале третьего тысячелетия стал более открытым, проводит много международных семинаров для иностранцев. Как он пишет: «Мы все люди. У нас одинаковые тела, одинаковые сердца, одинаковые руки, ноги. Почему же иностранец не может стать мастером японского искусства? Не думаю, что иностранцам сложнее постигать науку нинпо, нежели нам, японцам. Важно быть только честным, преданным и настойчиво тренироваться. Я знаю, многие мастера традиционных воинских искусств Японии против того, чтобы их видами занимались европейцы и передают секреты только своим соотечественникам. Я с этим не согласен. Мы ведь не только представители какой-либо нации - японцы, американцы, русские, мы - просто люди, и я тоже просто человек. Хорошее воинское искусство равняется хорошему человеку. Могут быть и японские самураи, и американские, и русские».
Семинары Танэмура-сэнсэя дважды проходили в России – в 2001 и 2003 году. Вот что он сказал по поводу российских последователей Гэнбукан: «Я вижу, что приехал в Россию не зря. Русские люди очень жёсткие, очень суровые. Они откровенны и не любят лжи. Этим они сродни японцам. Думаю, как раз в России традиционные воинские искусства достигнут высокого уровня развития».
Подведем итог. То, что преподаёт Танэмура Сёто под названием «Гэнбукан нинпо бугэй» – действительно система, созданная на основе древних школ ниндзюцу и корю будзюцу. Он недолго учился у Такамацу, долго – у Хацуми, а также некоторое время у других учеников Такамацу. Большая часть того, что входит сегодня в программу Гэнбукан нинпо – это техника линии Иситани/Такамацу/Хацуми (т.е. Будзинкан) с очень незначительными изменениями. Сам Танэмура-сэнсэй – один из самых квалифицированных мастеров нинпо и будо в мире, чье обучение доступно теперь даже в России…
P.S. Оговорюсь сразу – эта статья ни в коей мере не направлена как упрек или «разоблачение» в сторону тех, кто сегодня практикует Гэнбукан в России. По моему глубокому убеждению, это во сто крат лучше, чем выдумывать разную ерунду, компилируя и смешивая что ни попадя, а затем давать этому «творению» некое странное название и с важностью называть себя «мастером ниндзя».
P.P.S. Недавно нами было получено письмо от Ги Аэртса, в которой он настоятельно попросил убрать все фото из статьи о Танэмура Сёто, мотивировав это тем, что все они защищены международным копирайтом… Не знаю, что в этих фото такого, чтобы защищать их авторским правом и как могут повредить имиджу сэнсэя Танэмура его фото (которые без особого труда можно найти в сети) в статье о нем, но мы уступаем просьбе уважаемого сэнсэя Аэртса. И поэтому фото сэнсэя Танэмура – и «копирайт», и не «копирайт» (я не знаю какие из них какие…) - здесь больше нет, но информация о Гэнбукан и Танэмура Сёто есть и будет.
Другие публикации
- Рандори 乱取り Букв. «Беспорядочные приёмы»
- Секреты Будзинкан - шаг за шагом
- Ниндзя - кто они?
- Последние ниндзя
- Учебный план наёмных убийц
- Прыжок в сверхъестественное
- Мои впечатления от Украины
- Синкэн - живой клинок
- Метод передачи боевой техники в классических японских школах боевых искусств
- Краткая история ниндзюцу
Вернуться на страницу просмотра списка публикаций
|