Дэнсё |
|
|
Каваками Дзинъити и японская федерация ниндзюцу (JNF -Japan Ninjutsu Federation)
Момот В.В.
Каваками Дзинъити
(кадр из телеинтервью с мастером)
Для тех, кто серьезно и долго интересуется тематикой ниндзюцу в нашей стране, не является секретом, что между сторонниками Каваками Дзинъити и Хацуми Масааки (а также Танэмура Сёто и Манака Фумио) на англо- и испаноязычных форумах, посвящённых ниндзя и ниндзюцу, не утихают жаркие споры, порой перерастающие в открытые перепалки и взаимные оскорбления. Всё дело в том, что, как утверждают сторонники его сторонники, Каваками Дзинъити 川上仁一 – «последний легитимно подтверждённый Кога-ниндзя», сумевший предоставить в авторитетные организации Нихон Кобудо Синкокай и Нихон Кобудо Кёкай все необходимые документы о том, что он – Кога рю ниндзюцу банто[1] 21 даймэ [2] сокэ 甲賀流忍術伴党二十一代目宗家 в непрерывной цепочке мастеров Кога рю ниндзюцу. Хацуми Масааки же, который якобы также стремился быть зарегистрированным в одной из этих организаций, было отказано по причине «недостаточности доказательств» его притязаний на звание ниндзя сокэ.
И соответственно, стиль Каваками с полным правом может называться ниндзюцу, в отличие от некоторых направлений японских сого будзюцу, в которых слово «ниндзюцу» используется только для обозначения разделов, изучающих методы военно-полевой разведки, инфильтрации, маскировки и внезапных атак из засад, или стилей Такамацу-дэн (т.е. Будзинкан, Гэнбукан и Дзинэнкан и их производных, типа Тосиндо), по своей сути являющиеся просто переработанными стилями жёсткого дзюдзюцу (типа хакуда, коппо или косидзюцу) и работы с оружием из различных стилей, а собственно ниндзюцу там никто не знает и не преподаёт...
Сам г-н Каваками, а также его ученики, такие как Киёмото, Курои и др. в своих выступлениях, журнальных публикациях и книгах утверждают, что слово « ниндзюцу», и, особенно, « Кога рю ниндзюцу», в аббревиатурах своих организаций сегодня не может использовать никто, кроме них – так как их легитимность «не может быть оспорена», а легитимность остальных т.н. ниндзя « не может быть доказана» [3].
Исходя из вышеперечисленного и на время абстрагировавшись от того факта, что сам практикую Будзинкан, я задался целью разобраться в данном вопросе, собирая информацию о Каваками Дзинъити и его стиле из различных источников для того, чтобы понять самому и помочь разобраться всем читателям нашего сайта – а действительно ли г-н Каваками тот, за кого себя выдаёт, или он – просто очередной «наследник», возникший на пустом месте, из ниоткуда, с целью слегка нагреть руки на всеобщем интересе к тематике воинов-невидимок?
Что ж. Факты таковы. Действительно, история семьи Каваками документально подтверждена и прослеживается вплоть до XVI столетия, когда случился известный инцидент с будущим сёгуном Токугава, о котором есть отдельное упоминание в «Токугава дзикки» («Подлинные хроники Токугава»), где он назван «Опасностью переезда через Ига»:
Каваками Дзинъити показывает свои фамильные документы, подтверждающие его легитимность, как 21 сокэ Когарю.
(увеличено) Обратите также внимание на вторые суставы пальцев мастера – на них огромные ороговевшие мозоли из-за постоянной практики нанесения ударов по сэкимару (букв. «круглый камень», один из тайных снарядов для закалки ударных поверхностей рук и ног, а также накатки и набивки тела в традиции Кога-ниндзя).
Г-н Каваками (справа) показывает фамильные свитки своим ученикам – Хомбрэ (слева) и Киёмото (посередине)
…Токугава Иэясу находился с проверкой в городе Сакаи, когда до него дошла весть об убийстве Ода Нобунага. В тот момент с ним было только несколько приближенных, а охраны не было вовсе. Тем временем все дороги заполнили войска изменника Акэти, по чьему приказу Нобунага и был убит.
К тому же путь в родовой замок Токугава еще и перекрыли крестьяне-бунтовщики. Казалось, выхода нет. Как рассказывает повествование, Токугава от отчаяния чуть не совершил сэппуку, но известный ниндзя Хаттори Хандзо (в то время возглавлявший разведку Токугава) сумел убедить его, что выход все-таки есть. Он предложил будущему сёгуну скрытно перейти в провинцию Ига и прибегнуть к помощи местных ниндзя. Поскольку это был единственный шанс спастись, Токугава дал своё согласие.
Хандзо обратился за помощью к Тарао Сиробэи Мицухиро, главе одной из 53 семей Кога. Вскоре воины Тарао в качестве телохранителей окружили небольшую кавалькаду Токугава, а Хандзо поднялся на перевал Отоги-тогэ, разделяющий Ига и Кога, зажёг костры и стал подавать кодовые сигналы дымом о немедленном сборе ниндзя на перевале. Когда Иэясу благополучно добрался до Отоги-тогэ, там его уже поджидал отряд в 300 синоби из Ига и Кога (200 ниндзя из Ига и 100 ниндзя из Кога).
На перевале Токугава забрался в паланкин, а ниндзя во главе с Хандзо плотно сомкнулись вокруг него и двинулись в путь по горным тропам. Часть воинов-синоби постоянно обшаривала окрестные заросли, опасаясь нападения из засады.
Это был трудное и опасное путешествие. Ниндзя постоянно сталкивались с разбойничавшими воинами и диверсантами Акэти.
Подробности этих столкновений практически неизвестны, но об их исключительной опасности говорит то, что один из ближайших друзей Токугава - Анаяма Байсэцу - был убит, не успев отъехать совсем немного вперед. Но все же, не останавливаясь ни днем, ни ночью, Токугава и его телохранители сумели добраться до городка Сироко в провинции Исэ, откуда он и отплыл морем в свою провинцию Микава и благополучно вернулся в Окадзаки.
Фукия (духовая трубка), замаскированная под сякухати. Она имеет очень интересный механизм для закрытия отверстий флейты, позволяющий мгновенно превратить её в духовое ружьё…
Этот случай позволил Иэясу наглядно убедиться в исключительном мастерстве ниндзя и эффективности их организации. Кроме того, князь высоко оценил их преданность. Токугава щедро наградил лидера ниндзя Хаттори Хандзо, и поручил ему набрать из участников операции отряд стражников. Так на службе у семьи Токугава появился отряд Ига-гуми…
В подтверждение этой истории в музее ниндзя в г. Ига-Уэно имеется очень интересный экспонат. Это – кожаная дзабутон (подушка для сидения), украшенная золотым гербом Токугава. По легенде, Токугава сидел на ней во время его перехода через Ига. Он подарил эту подушку дальнему предку Каваками Дзинъити в благодарность за его доблесть в описанных выше событиях. Каваками-сэнсэй передал эту реликвию музею, где её может увидеть каждый желающий:
Дзабутон (подушка для сидения) - подарок ниндзя Каваками от Токугава Иэясу за проявленную доблесть (музей ниндзя, г. Ига-Уэно)
Надпись над подушкой - приближено (музей ниндзя, г. Ига-Уэно)
Мне точно неизвестно, попал ли предок сэнсэя Каваками в отряд досин Ига-гуми, или нет, но обучение методам ниндзя под руководством нынешнего Великого мастера включает в себя работу манто – садовыми ножницами, что косвенно подтверждает эту версию.
Техника использования манто из книги «Секреты ниндзя» ученика Каваками-сэнсэя, Курои Хиромицу, сегодня возглавляющего организацию «Курондо» - занимающуюся реставрацией подлинных методов Ига рю ниндзюцу популяризующих искусство ниндзя через демонстрации своего мастерства в многочисленных публицистических фильмах, книгах и показательных выступлениях (в частности, регулярно проводимых на территории музея ниндзя г. Ига-Уэно).
Фамилия Каваками вновь всплывает в XIX веке, в связи с личностью одного из «Четырёх Великих Убийцах периода Бакумацу» (幕末四大人斬り- «Бакумацу сидай хитокири»). Это прозвище получили четыре воина периода Бакумацу, сражавшихся против Бакуфу (правительства сёгуна Токугава) в поддержку восстановления власти императора Мэйдзи.
Слово «хитокири», буквально переводимое как «убийца людей», является термином, отлично характеризующим этих специфических личностей. Эти четыре человека были воинами исключительного личного мастерства, которые выглядели непобедимыми в глазах обычных людей. Наряду с термином «хитокири», они также упоминаются как «Четыре мясника» или «МестьНебесврагам реставрации императора». Большинство из них приехало из провинций Тёсю и Сацума, которые в то время уже в значительной степени находились под властью антиправительственных настроений. Их имена - Каваками Гэнсай, Накамура Хандзиро (также известный как Кири но Тосиаки), Танака Синбэи и Идзо Окада.
Каваками Гэнсай 川上彦斎, (4.12.1834 – 13.01. 1871), один из четверых хитокири, будучи ярым роялистом, исповедовал идею восстановления власти императора с тем, чтобы свергнуть режим Бакуфу, повернувший курсом прозападного развития общества и открытости Японии для иностранцев, восстановить власть императора и изгнать всех не-японцев из страны.
Рассказывают, что его внешность была полной противоположностью характеру – на первый взгляд его можно было принять за девушку или совсем молодого юношу, но в действительности он был холодным, жёстко дисциплинированном и расчетливым воином. По преданию, он был самым смертоносным и опасным из четверых хитокири.
Хотя Каваками не был таким уж набожным, идеи буддизма нашли благодатную почву в его сердце. Как воин, он практиковал молниеносный стиль владения мечом Фурануи кэндзюцу, также известный как Сирануи рю, и добился в нём воистину выдающихся результатов. Будучи патриотом и приверженцем идеи восстановления власти императора, он присоединился к группе «Иссин сиси», чьим основным лозунгом было «Сонно тобаку!» - «Чти императора, уничтожь сёгунат!», а в последствии, благодаря выдающемуся мастерству фехтовальщика и чистоте помыслов стал хитокири – элитарным самураем-убийцей, поклявшимся служить только императору.
Различные нинки (инструменты ниндзя) из наследия Каваками Дзинъити
Каваками наиболее известен тем, что зарубил Сакума Сёдзан – видного прозападного японского политического деятеля - прямо среди бела дня. Он также подозревался во многих других нашумевших убийствах, но ничего так и не было доказано и остаётся тайной по сей день. После реставрации Мэйдзи, когда эпоха самураев подошла к концу, Каваками Гэнсай некоторое время преподавал самурайскую философию. Однако его идеи изоляционизма всё больше шли вразрез с официальным курсом правительства. Он был арестован по фальсифицированному обвинению и казнён в 4 году эры Мэйдзи (1871 г.).
Достоверно неизвестно, имел ли Каваками Гэнсай отношение к Кога рю ниндзюцу, но слишком многое говорит в пользу этого предположения: начиная от обманчивой внешности и заканчивая тем, что ни одно убийство с его участием так и не было доказано…
Впрочем, оставим исследование исторических фактов учёным и обратимся как к личности ныне живущего мастера ниндзюцу Каваками Дзинъити, так и тому, что же он преподаёт сегодня под названием Кога рю ниндзюцу.
О самом мастере – его биографии, родственниках и т.д. у меня нет никакой особо подробной информации. Из интервью японского телевидения о нём нам известно, что сам Каваками-сэнсэй живёт в провинции Фукуи, работает на предприятии, занимающемся сбором плат и микросхем для точной бытовой техники – телевизоров, компьютеров и т.д.
Тренируясь в техниках ниндзюцу по пять часов в день, он соблюдает и другие традиции ниндзя: спит, питается и отдыхает вполне в русле древнего ниндзюцу.
Например, он ест тофу (соевый творог, излюбленное блюдо из диеты ниндзя) только собственного приготовления, на работе в обеденный перерыв съедает один-два кикацуган (специальная высокопитательная пилюля ниндзя), правда, запивая его энергетическим напитком (наподобие «Бёрна» или «Нон-стопа»), спит только 4 часа в сутки. Даже когда Каваками-сэнсэй ведёт машину, он продолжает тренировку, набивая вторые суставы пальцев о свой излюбленный снаряд – сэкимару…
Слева: Страница из книги «Кога рю ниндзюцу» Каваками Дзинъити, на которой он демонстрирует «походку калеки» (слева внизу) и показывает снаряд для набивки конечностей и тела сэкимару (внизу справа). Справа: Страница из книги «Кога рю ниндзюцу» Каваками Дзинъити, на которой показаны различные тайные и скрытые виды оружия Кога-ниндзя.
Каваками Дзинъити обладает довольно большой библиотекой старинных книг и свитков о Кога рю ниндзюцу, доставшихся ему по наследству от предков. Также у него большая коллекция старинного оружия и инструментов ниндзя, методами работы с каждым из которых он, по его словам, мастерски владеет. Иногда он выступает как консультант в музеях Ига и Кога, давая объяснение о тех или иных методах ниндзя или особо непонятных местах в древних рукописях исследователям, историкам и журналистам, пишущим на тему ниндзя и ниндзюцу. Так, в частности, именно к нему по сходному поводу обращался англичанин Стивен Тёрнбулл – известный историк, исследователь и автор двух известных книг о ниндзя (одна из которых, притом не лучшая была издана на русском языке) и около десяти о военной истории Японии и самураях.
Каваками Дзинъити и Стивен Тёрнбулл в музее ниндзя г. Ига-Уэно
(«Кадр из фильма «Ниндзя» из серии «Нерешённые загадки истории», снятый каналом Discovery)
Каваками-сэнсэй преподаёт только нескольким избранным ученикам, среди которых особо стоит выделить сэнсэя Киёмото – основателя «Японской федерации ниндзя» (JNF - JapanNinjaFederation), ныне переименованной в «Японскую федерацию ниндзюцу» (JNF - Japan Ninjutsu Federation).
Техника Кога рю ниндзюцу в исполнении Каваками Дзинъити
В начале 90-х годов ХХ века Киёмото-сэнсэй решил, что настало время для более широкого освещения и популяризации «истинного искусства ниндзя» в Японии, и, заручившись согласием сокэ Каваками, основал федерацию. Тем не менее, Японская федерация ниндзюцу очень маленькая и не слишком широко известная не только в мире, но и в самой Японии организация, особенно по сравнению с Будзинкан или Гэнбукан, с которыми, как уже отмечалось, у нее, мягко говоря, не слишком дружеские отношения. Во всяком случае, это мы можем наблюдать в Европе, где Японскую федерацию ниндзюцу представляет испанец, г-н Хуан Хомбрэ. Это происходит отчасти из-за личности самого г-на Хомбрэ – с достойным лучшего применения настойчивостью стремящегося очернить всех и вся, кроме себя и своих учителей. Причём факт ученичества самого г-на Хомбрэ у Каваками или Киёмото также весьма спорен – пара фото вместе с ними не доказывает фактически ничего – если учитывать тот факт, что до этого он утверждал, что является учеником Юиноки Суйхиро, а ещё раньше – Хацуми и Танэмура…
Слева: Каваками Дзинъити и Хуан Хомбрэ; Справа: гг. Каваками, Хомбрэ и Киёмото.
На фото слева направо: гг. Киёмото, Каваками, Хомбрэ и Курои
Но эта статья не о Хомбрэ, а о Каваками, поэтому теперь перейдём к более конкретным вопросам: программе обучения и градации мастерства в Японской федерации ниндзюцу, как его видит сокэ Каваками.
В основе всего обучения лежит т.н. «Синоби гогё сэцу ниндзюцу рэнсю», или «Пять элементов-принципов [в] тренировке ниндзюцу». Вот они в изложении сокэ Каваками:
1. Ти: мокутэки гэнки но кэйко
Элемент Земля представляет твердость характера, который приобретается при помощи намерения, концентрации и усилия, вкладываемого каждым учеником в своё обучение.
2. Суй: синоби дзихи но кокоро
Элемент Вода представляет приспособляемость ко всему и адаптацию к трудностям, появляющимся не только во время обучения, но и в повседневной жизни. Эта приспособляемость имеет источником доброжелательность в сердцах учеников.
3. Ка: оси синоби но сэйсин
Элемент Огонь представляет храбрость, рождённую мотивацией, решительностью и способностью самопожертвования, которой ученики вручают свои жизни, будучи воинами.
4. Фу: нинтай иссин дэнсин
Элемент Ветер представляет гибкость в решениях. Эта текучесть проявляется тогда, когда используется терпение и служение на благо справедливости и близких людей, как проявления силы, которой ученики достигли в обучении.
5. Ку: тай кэн ити хо
Элемент Пустоты представляет пустоту намерений, а именно «Действие без намерения», из Пустоты появляется инстинктивная мощь, которая позволяет ученикам выносить оскорбления и даёт возможность выжить и победить все, что хотело бы нанести им вред.
Слева: Каваками-сэнсэй демонстрирует прыжковый удар ногой; справа: Киемото-сэнсэй демонстрирует «походку калеки»
Как и в других современных системах японских боевых искусств, в JNFпринята градация на различные степени мастерства, обозначаемых цветными поясами. Существует 4 ученических степени (две из которых подразделяются каждая еще на две) и 5 мастерских. Ученические степени называются не просто «степень» («кю»), а носят определённое имя для каждого уровня. Так, начинающий (белый пояс) называется «мусин» («пустой дух» или «не имеющий духа»). Второй уровень (жёлтый и оранжевый пояса) называется «тюсин» («средний дух»), третий (зелёный и синий пояса) – «дзёсин» («высокий дух»). Четвертая ученическая степень, соответствующая тёмно-коричневому цвету пояса, называется «яйбасин» («остро отточенный дух»). Затем следует экзамен на 1 степень чёрного пояса и ученик переходит в разряд младших инструкторов, называемых отосанбу («приёмный отец-воин»). Как пишет Каваками, на этом этапе самым важным является обретение чувства иссин дэнсин (см. выше). На этом этапе начинается обучение т.н. окудэн синоби хати рю («глубокая передача восьми школ ниндзя»), завершающаяся «полной передачей» с выдачей соответствующего диплома (5 дан - мэнкё кайдэн) и присвоением звания отосандэси – «приёмного отца учеников».
Большое внимание во время тренировок уделяется ментальной и духовной практике, а также ритуалам до, во время и после тренировок. Каждое занятие начинается и заканчивается медитацией с соответствующей мудрой (в начале – это «Конго-ин», в конце – «онгё-ин»), с рецитацией простых формул самовнушения, направленных на усиление, очищение и приобретение ясности ума с одновременным поднятием мотивации в занятиях. Причём произносят их на родном языке каждого занимающегося. Отдельное внимание уделяется одеванию и снятию пояса, придавая этому сакральное значение – вначале его одевают на шею, как полотенце и лишь после медитации завязывают. В конце тренировке проделывают это в обратном порядке. Цвет тренировочных костюмов занимающихся – тёмно-синий (индиго).
Конго-ин в исполнении Каваками Дзинъити
(фото из его книги)
Теперь собственно программа обучения. Опуская слишком подробный разбор, ограничимся лишь перечислением основных искусств и техник:
Ученический уровень (1-4 кю):
1. Синоби тайхэндзюцу
· Дзюни хасигосётэн (Двенадцать техник влезания, в том числе, при помощи лестниц)
· Синоби наваёваидзюцу (Искусство изготовления ловушек из верёвок)
2. Синоби тайкэндзюцу
· Синоби гакурэ но дзюцу
· Анкокудзюцу (Ночной бой)
· Атэмигороси (нанесение смертельных ударов)
· Синоби ниранси но ката (формы нападения вдвоём)
· Ка но ката (Синоби гэнки но ката)
3. Синоби кэйкикэндзюцу
· Рокусякубо
· Цуханбо
· Цутэки
· Кагинава
· Моротэнава
· Хаянава
· Симэнава
· Тоамидзюцу
· Кусаригама
· Тантодзюцу
· Ниндзято
· Ханкю
· Фукия
· Курума-сюрикэн
· Бо-сюрикэн
· Хасикэн
4. Анкоку рэнсю
· Синоби ири
5. Ниндзя рэкиси
· Ига рю рэкиси
· Кога рю рэкиси
· Ниппон рэкиси
· Ниндзя дзокусай
Фамильный меч ниндзя-то (синоби-гатана) г-на Каваками
(Короткий, прямой, с квадратной гардой, длинным шнуром-сагэо и острым наконечником на ножнах – кадры из интервью). Кому интересно, какого он года ковки – обращайтесь к господину Каваками лично.
Мастерский уровень (1-5 дан):
Ментальные и духовные практики:
1. Санмунин Банкё сэйсин («чистый дух семьи Бан» – мантры и рецитации формул аутогипноза)
2. Кобудэра (Колдовство и заклинания)
3. Ягэндзюцу (Лекарства и эликсиры)
4. Докуэндзюцу (Напитки и яды)
5. Омёдо (Предвидение)
6. Сайминдзюцу (Гипноз)
7. Киайдзюцу (духовная сила)
8. Дим мак (жизненно важные точки)
9. Гокидзюцу (5 энергий)
10.Хаякудзи (заклинания с движениями рук)
11.Кудзи госинхо (защита 9 силами)
12.Дзюдзи но хо (метод 10 слога)
13.Тоин но хо (метод заклинаний, используя ниндзято или позицию руки то-ин)
Секретные искусства:
1. Онсиндзюцу (искусство изменения восприятия противника)
2. Тонгёдзюцу (искусство скрываться)
3. Гэндзюцу (тёмное искусство)
4. Нинтайдзюцу (искусство хитрости)
5. Атэмигороси (искусство убивать)
Тактика и стратегия:
1. Сэнрякудзюцу (военная стратегия)
2. Гунрякудзюцу (военная тактика)
3. Интондзюцу (тактика проникновения)
4. Готондзюцу (тактика бегства и маскировки)
5. Хидэндзюцу (тактика сокрытия)
6. Ситиходэдзюцу (7 методов переодевания)
7. Инсиндзюцу (ментальная сила)
8. Инкэйдзюцу (сила личности)
9. Синтайдзюцу (сила духа)
10.Ингэндзюцу (тайная сила)
11.Тэнгу гэйдзюцу (трюки и хитрости)
12.Нусубитодзюцу (тактика выхода)
13.Синоби мэцукэ (искусство наблюдения)
14.Носацудзюцу (искусство убеждать)
15.Сонси (знание «Искусства войны» Сунь цзы)
16.Хитари синоби (тактика действий в одиночку)
17.Футари синоби (тактика действий в паре)
18.Саннин синоби (тактика действий втроём и более)
19.Убагутидзюцу (искусство слова)
20.Тоири дзю хо но дзюцу (десять тактик проникать издалека)
21.Тикаири дзю хо но дзюцу (десять тактик проникать с близкого расстояния)
22.Кёдзицу тэнкан хо (искусство манипулирования истиной и ложью)
23.Бакэмоно но дзюцу (искусство оборотня)
История и традиции:
Банкё синоби но дэн (история семей Бан Кога рю)
Техника использования острого кодзири (наконечника ножен) в исполнении членов JNF
Подведём итог. Лично я готов поверить, что все документы у Каваками Дзинъити действительно в порядке и он – легитимный наследник (сокэ) Кога рю ниндзюцу. Хотя его личность неоднозначна, его личное мастерство не вызывает особых сомнений – из его демонстраций видно, что человек владеет тем, о чём рассказывает.
Японская Федерация ниндзюцу… По её правилам, ученик должен 10 лет прозаниматься у сэнсэя Киёмото прежде, чем он будет допущен на занятия к сокэ Каваками. Возможно, это и оправданно, особенно по отношению к западным студентам, старающимся прозаниматься как можно меньше, но при этом получить высокую степень мастерства (естественно, с подтверждением на бумаге).
Степени обучения также не вызывают особого удивления – они достаточно логичны.
Но вот программа… Она вызывает у меня определённые сомнения. При том, что дилетанту она покажется очень насыщенной и всеохватной и действительно направлена на изучение ниндзюцу, а не будзюцу или тайдзюцу, хочу заметить, что описания практически всех перечисленных методов и искусств программы JNF вы можете найти в книгах – таких, как «Ниндзюцу гокуи хидэнсё» Ито Гингэцу, «Ниндзюцу хидэнсё: Сёнинки» Накасима Ацуми или «Бансэнсюкай иннин хэн» Суйхиро Юийноки... Несколько странно, что фамильные тайны семьи Каваками можно без труда узнать из книг, одна из которых издана еще в 1937 году!
Из того, что я видел в учебных фильмах Хуана Хомбрэ: технически большинство безоружной техники боя очень напоминает Будзинкан. Техника с оружием отличается, но подозрительно напоминает «реставрационное» фехтование, основанное на описаниях из «Бансэнсюкай» (например, техники сагэонанадзюцу) и других дэнсё и собственного представления о том – как это должно выглядеть.
При этом даже названия позиций (камаэ), ударных поверхностей рук (тэкэн) и многое другое вообще совпадает практически на 100%! Кстати, это – еще одна из причин постоянных споров на западных форумах: приверженцы Будзинкан утверждают, что Каваками скалькировал технику стиля, а Хуан Хомбрэ и его последователи в ответ пишут, что это Такамацу и/или Хацуми, прочитав пару книг, исказили истинную технику ниндзя, которой на самом деле не владели. Однако я полагаю, что никто ни у кого не «калькировал» - просто это лишний раз доказывает, что большинство стилей ниндзюцу весьма схожи, так как имеют всего несколько технических источников своего боевого мастерства, и все они берут начало в области Ига…
Так что, не смотря на разногласия в вопросе, «кто легитимней» – наш сокэ или господин Каваками - последний мне тоже импонирует. Он действительно мастер и человек, фанатично влюблённый в ниндзюцу. Организация тоже неплоха - уже хотя бы тем, что её члены действительно пытаются возродить древнее искусство Кога рю ниндзюцу и делают это хорошо – не важно, обучаясь по книгам или у Каваками – источники их точны настолько, насколько это вообще возможно. Чем, кстати, они выгодно отличаются от многочисленных западных «сокэ» и «грандмастеров» Кога-ниндзя, пишущих откровенную ерунду как о самих себе, так и о своих т.н. «стилях ниндзюцу». Но о них – в следующий раз.
Свои вопросы по теме статьи задавайте на форуме.
Нинпо Иккан!
|